Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как стать владельцем? Пошаговая инструкция

По внедрению земельной реформы в Украине
13 января, 2020 - 18:33
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и ведения хозяйства, социальную направленность экономики»

 (абзац четвертый ст. 13 Конституции Украины).

Принимая во внимание, что глуховатый «турборежим» не стихает, а многие не понимают (или не желают) и не осознают всю глубину декларируемых конституционных норм относительно всех категорий земли, в том числе — земель сельскохозяйственного назначения, и упрощают полноту ответственности власти, особенно гаранта (Не упрощайте, пан Президент! «День» за 13 ноября в 2019 г.), позволю себе в этот раз подробнее раскрыть лишь один сверхважный конституционный аспект «права собственности и ведения» хозяйства, акцентируя его действенность на плодородных землях Украины.

Известно, что конституционное право собственности «на землю» по функциональному действию разграничивается — на два разных «объекта» и на соответственно разные «субъекты» такого права, независимо от категории земли, а именно:

* на землю (почвы и другие природные ресурсы связанные с плодородием) как на природные объекты права собственности Украинского народа (абзац первый ст. 13) — основное национальное богатство, которое находится под особой охраной государства (абзац первый ст. 14) и является главным природным (земельным) капиталом нации — всех граждан (общенационального субъекта собственности) и — не может быть предметом купли-продажи и не подлежит отчуждению кем-либо, в интересах кого-либо и любым способом, а лишь — предметом «пользования каждого гражданина Украины»;

* на земельные участки (межи) как на объекты гражданских прав, которые находятся в собственности граждан, юридических лиц или государства и являются земельным капиталом их владельцев и, напротив, могут быть предметом купли-продажи, аренды, залога и т.п.

Поскольку Конституция Украины (абзац второй ст. 13) декларирует: «Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом», на который (закон) власть пока не способна, потому хозяйственная деятельность, связанная с использованием природных объектов права собственности Украинского народа, может осуществляться лишь в процессе пользования (не владения и не распоряжения) и только гражданином Украины — на платной основе — по установленным регламентам в пределах участка, который есть в собственности такого гражданина (субъекта) как физического, а не — юридического лица или любого другого субъекта.

Важно, что такой субъект (гражданин) — владелец земельных участков (меж) как объекта гражданских прав, не может конкурировать с Украинским народом — всеми гражданами Украины как общенациональным субъектом права собственности на природные объекты (землю).

В условиях рыночной экономики и нерушимого обеспечения конституционного права ключевая роль отводится формированию новых механизмов взаимодействия этих земельных прав и интересов, которые капитализируются путем получения рентоусогласованных прибылей (доходов), благодаря появлению реального гражданина-владельца-хозяина на конкретный земельный участок, который в то же время — является законным и ответственным пользователем природных объектов. Как видим, это требование перманентно касается сельского хозяина (земледельца), который использует почву — трудновосстановимый природный ресурс, главный компонент биосферы  как природный объект, который представляющий земли сельскохозяйственного назначения в неповторимых агроландшафтах, которые закономерно являются пространством жизнедеятельности такого хозяина и его семьи.

При этом важно осознать аксиому, где «стоимостная часть природного объекта не может быть меньше стоимостной части земельного участка (межи)», что становится сверхважным инструментом регуляторной политики государства. Такой «контрольный пакет» стоимостной составляющей природного объекта права собственности Украинского народа (всех граждан) имеет свойство «решающего голоса» и является действенным средством удовлетворения общественных интересов, особенно по соблюдению регламентов рационального природопользования при осуществлении хозяйственной (предпринимательской) деятельности или при конкурентном обращении прав на земельные участки — между гражданами как физическими лицами. По этим причинам эта же 13 статья (абзац третий) Конституции Украины декларирует: «Собственность обязывает. Собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу».

Поэтому с приобретением субъектами (физическими лицами) прав собственности (аренды) на определенный участок (межу) как на объект гражданских прав (ст. 78-79-1 Земельного кодекса Украины) в первую очередь возникает обязательственное право полной юридической, материальной и моральной ответственности такого субъекта гражданских прав — за полноценную охрану и рациональное использование имеющегося в их пределах природного объекта (земли) права собственности Украинского народа, стоимость которого значительно превышает стоимость соответствующего участка. По этим и другим мотивам: «Использование собственности не может наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и естественные качества земли» (последний абзац ст. 41  Конституции Украины).

Эти нормы, в первую очередь, касаются собственности на участки, в пределах которых находятся чужие восстанавливаемые природные объекты как восстанавливаемые ресурсы — питательный грунтовой покров со всеми природными составляющими и их свойствами, а также самый процесс их плодородия, включая фотосинтез и роль полезной микробиоты, которые ежегодно генерируют неодолженный капитал нации. Поэтому поддержание (ни в коем разе не ухудшение гумусового состояния почвы), а в лучшем случае улучшение естественного плодородия почв — основного национального богатства, нуждается в постоянном пополнении его (грунта) тела органикой, создании постоянных условий сохранения грантовой влаги и т.п.

Именно для этого сельское хозяйство извечно и закономерно совмещает земледелие и животноводство как основу жизнедеятельности человечества в гармонии с природными компонентами функционирования биосферы, где аксиомой является своеобразная формула: «плодородие почвы — дает корм для животных, а сытые и здоровые животные — возвращают почве ее плодородие через навоз». Не удивительно, что в странах ЕС плотность поголовья КРС на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий, по состоянию на сентябрь 2019 года, составляла свыше 50 голов, а в Украине всего — 8 голов КРС, из них поголовье молочных коров в странах ЕС — свыше 13,5 коров на 100 гектаров, а в Украине лишь — 4,6 голов на 100 гектаров. В соседней Польше эти показатели составляет —  42,9 голов КРС и — 14,9 голов коров, во Франции  соответственно — 66,7 и — 12,9, а в Германии —  71,4 голов КРС и  — 25,1 голов коров. Аналогичная картина с плотностью поголовья свиней и птицы.

Вот вам, господа депутаты, и «знаменитые» аграрные бизнесмены, — первая красная линия и главный ориентир (плотность поголовья в ЕС) на реформу в сельском хозяйстве Украины — от настоящих «слуг народа».

Ввиду того, что земли сельскохозяйственного назначения, площадь которых занимает свыше 70 процентов территории государства, являются сверхвесомым и незаменимым природным ресурсом и особым объектом хозяйственной деятельности, конституционная норма: «Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и ведения хозяйства, социальную направленность экономики» (абзац четвертый ст. 13  Конституции Украины) уже декларирует ключевой приоритет деятельности государства, который должен стать центральной формулой и одновременно инструментом в достижении цели и задач реформирования земельных и аграрных отношений в Украине. Ничего не нужно выдумывать.

Это значит, что государство (с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти) конституционно обязано, при содействии общества и под контролем всех граждан Украины (народа), которые владеют своеобразным «контрольным пакетом собственности», обеспечивать реальную беспрецедентную защиту прав всех граждан Украины (физических лиц), которые являются (становятся) одновременно владельцами земельных участков и направляют свою личную (членов семьи) жизнедеятельность как составляющую социальной экономики — в роли частных хозяев (субъектов) и законных пользователей прирдных объектов.

Доказано, что этого тандема «собственности и ведения» хозяйства возможно и нужно достичь в процессе предлагаемого нами целенаправленного проведения земельной реформы в Украине как общенационального мероприятия. Для этого нами разработаны и предложены соответствующие пошаговые предложения.

На конституционную обязательность комплексного (юридического, экономического, экологического, социального и др.) проведения реформы указывают не только нормы обязательственного характера (абзац третьей ст. 13 Конституции Украины), но и усиливающие требования (абзац четвертый ст. 13 Конституции Украины), который утвердительно продолжает декларировать:  «Все субъекты (разные граждане Украины) права собственности (на земельные участки) равны перед законом». Такой закон должен согласованно регулировать механизмы и условия (регламенты) приобретения всеми субъектами (граждане Украины) соответствующих «прав собственности и ведения хозяйства»; порядок, параметры и условия приобретения «права пользоваться природными объектами права собственности народа», а также основания и механизмы возможного лишения субъектов-нарушителей таких требований — прав пользования чужой собственностью, что автоматически лишает их права собственности (аренды с выкупом) на земельные участки (межи) сельскохозяйственного назначения, — по мотивам общественной необходимости (абзац пятый ст. 41 Конституции Украины).

Таким образом, прямой обязанностью государства является обеспечение, через свой законодательный орган (Верховную Раду Украины) принятия законодательства, которое бы предоставляло возможность только гражданам Украины как физическим лицам (преимущественно молодые работоспособные профессиональные хозяева) приобрести на конкурентной основе в частную собственность (в аренду с выкупом) упорядоченные земельные участки (межи) сельскохозяйственного назначения как целостные хозяйственные единицы. В таких хозяйствах гражданин (вместе с членами семьи) должен самостоятельно обрабатывать землю, содержать животных и проживать на данной территории, пользуясь законно природными объектами права собственности Украинского народа в пределах участка. Общий размер такого земельного участка как хозяйственной единицы должен зависеть от физических и интеллектуальных возможностей хозяина (его семьи) и структуры производства, включая животноводство, и не может превышать (по нашим расчетам) на территории всей Украины — суммарно 500 гектаров земель сельскохозяйственного назначения.

Последующий оборот (рынок) прав собственности на такие земельные участки как объекты гражданских прав (семейных-фермерских хозяйств) — может происходить на конкурентной основе — только между гражданами Украины (новыми фермерами), которые будут проживать на данной территории и самостоятельно (с членами своей семьи) вести сельскохозяйственную деятельность в процессе законного пользования, в пределах приобретенного участка — естественными объектами прав собственности Украинского народа.

При этом выкуп земельных паев, у тех — кто не может (не хочет) самостоятельно обрабатывать землю или формировать собственное (с членами семьи) хозяйство, а желает отчуждать земельные паи (участки), должен осуществляться только — к землям запаса Земельная реформа — это не рынок паев... .

Существующие арендные отношения, включая разнообразные правочины (эмфитевзис, мины...) относительно земельных участков (паев) как объектов гражданских прав, которые в дальнейшем будут действовать лишь в действующем конституционном поле Украины, между арендодателями — владельцами (наследниками) земельных паев (участков) и арендаторами (физическими и юридическими лицами, включительно с агрохолдингами), которые будут становиться правопослушними пользователями природных объектов (земли) права собственности Украинского народа — основного национального богатства, которое находится под особой охраной государства и полностью будут придерживаться регламентов рационального природопользования при осуществлении хозяйственной (предпринимательской) деятельности, будут сохраняться до завершения определенного срока действия заключенных договоров (соглашений).

Поэтому только при условиях, что государство Украина конституционно будет обеспечивать защиту прав, в первую очередь — всех своих граждан как равноправных между собой субъектов права собственности на земельные участки и права ведения хозяйства в их пределах, путем законного пользования имеющимися природными объектами права собственности Украинского народа — по установленным регламентам (условиям, предписаниям) и за соответствующую плату, что и будет обеспечивать также социальную направленность экономики, — появится возможность формировать философию нового проекта закона Украины об обращении (рынок) земельных участков сельскохозяйственного назначения как объектов гражданских прав.

Вот вам, господа депутаты, — вторая красная линия и главный ориентир — на «прозрачный» рынок земли — от настоящих «слуг народа».

Следует заострить внимание и на том, что в Украине должны свободно функционировать также субъекты (граждан, юридических лиц, включая общество или государство и их коммунальные или государственные предприятия, организации и учреждения и т.п.) прав собственности (аренды) на определенные участки (межи) как на объекты гражданских прав для осуществления научно-исследовательской, учебной,  экспериментальной и другой деятельности. Все такие субъекты должны также осуществлять пользование природными объектами на общеопределенных основаниях.

Именно на такой основе конституционно гарантируется (абзац второй ст. 14 Основного закона Украины) гражданам, юридическим лицам и государству приобретение и реализация прав собственности на соответственно сформированные земельные участки (землю), которые выступают соответствующими объектами гражданских прав. При этом сверхважно осознать, что субъекты права собственности (частная, коммунальная и государственная) на земельные участки (землю) являются ровными между собой и перед законом и не могут также конкурировать с правом собственности Украинского народа на природные объекты (землю). Все это дает возможность законно и ответственно (без коррупции чиновников), на конкурентной основе, пользоваться в пределах «земельного участка» как хозяйственной единицы — определенными природными объектами на платной основе, также для осуществления: жилищного, промышленного и общественного строительства, лесоводства, транспорта, связи, энергетики, горно-добывающей промышленности, обороны, водно-хозяйственной, природно-заповедной, природоохранной, оздоровительной, рекреационной историко-культурной и другой хозяйственной деятельности (на всех других категориях земли).

Однако нам нужно немедленно объединить усилия всех, кто полностью признает действующий конституционный прагматизм, особенно первого раздела Основного закона Украины, и как можно быстрее начать осуществлять земельную реформу в Украине как новую парадигму, приняв первоочередный, разрабатываемый нами законопроект, который полноценно будет раскрывать конституционные нормы приобретения и реализации гражданами, юридическими лицами и государством прав собственности на сформированные земельные участки (землю), а также законного (в поле требований конституционных норм) функционирования прав пользования природными объектами (землей) права собственности Украинского народа — основного национального богатства, которое находится под особой охраной государства.

При этом, господа депутаты, — не останавливайте свое прозрение и обеспечьте простые и однозначные условия, в первую очередь гражданам Украины — становиться владельцами и хозяевами (без посредников и захожих) на плодородных землях своего государства.

Александер КОВАЛИВ, доктор экономических наук, заслуженный работник сельского хозяйства Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ