Похоже, гордость нашей национальной кухни — украинский борщ вскоре может быть переселен из «Книги о вкусной и здоровой пище» в Красную книгу — как редко встречающееся в меню тысяч семей, а местами и вовсе исчезающее блюдо. Как вы думаете, сколько стоит в Киеве приготовить борщ? Особенно если учесть, что килограмм местного картофеля продается по цене заморских бананов, а капуста, морковь и лук уже наступают ему на пятки? Семейный бюджет еще можно как-то корректировать, а как быть школам, детсадам, больницам?
В советское время «плодоовощторг» был головной болью государства: продукции для него хватало, но хранить ее было хлопотно. Наверное, многие помнят, как студенты и сотрудники НИИ отбывали на овощебазах трудовую повинность, перебирая картошку и капусту. Правда, овощные магазины были на каждом углу, и не только в спальных районах, но даже на столичном Крещатике (где тоже люди живут!) без труда можно было приобрести все необходимое для борща или салата.
Сегодня овощных магазинов днем с огнем не сыщешь — они стали жертвами стремительной приватизации. К примеру, Старокиевская плодоовощная база, которая многие годы снабжала витаминной продукцией центр столицы, очень быстро потеряла все торговые точки — их продавали с аукционов, а долги вешали на базу. Из всего ее имущества уцелело только то, которое располагалось подальше от центра, — овощехранилище, фруктохранилище да несколько хозяйственных зданий. Вот о судьбе этого многострадального предприятия, с помощью которого многие киевляне в прошлые годы в любой день могли недорого купить все необходимые овощи и фрукты, и пойдет у нас дальше речь.
После всех административных реформ получилось так, что здания овощебазы принадлежат Шевченковскому району, находятся на земле Соломенского района, а название сохраняется почти прежнее — Старокиевское торгово-закупочное предприятие (ТЗП). Правда, статус у него — общество с ограниченной ответственностью. Создали его в 1998 году. Вначале коллективу предложили создать товарищество покупателей — выкупить оборудование и инвентарь, взять в аренду хранилища, а после погашения старых долгов полностью приватизировать. Коллективу нелегко далось это решение: спрос ограничен, долги, как гири на ногах, помещения требуют ремонта, оборудование износилось. Но рабочим, которые здесь занимались заготовкой и засолкой овощей много лет, деваться было некуда: вложив в предприятие приватизационные ваучеры и деньги, они взялись за работу. В свою очередь, Шевченковский район, принимая такое решение, не только выполнял план малой приватизации, но и решал проблему снабжения бюджетных организаций плодоовощной продукцией.
Условия договора предписывают Старокиевскому ТЗП снабжать школы, детсады и лечебные учреждения района овощами и фруктами по фиксированным ценам. Работники предприятия заготавливают и хранят так называемый борщевой набор, яблоки и сухофрукты, а также засаливают и отправляют к столу детям огурцы, капусту, помидоры. Невзирая на огромные расходы по поддержанию температурного режима нынешней зимой, предприятие отпускает отборную картошку почти по 2 гривни, в то время как на рынке за такой продукт просят от 4 до 5 гривен за килограмм, да и капуста почти даром — всего по гривне.
Столичная власть, особенно в период выборов, любит говорить о том, что все вокруг принадлежит громаде, а чиновники только тем и заняты, что беспокоятся о рациональном использовании и приумножении этих богатств. Правильно ли поступили в Шевченковском районе, передавая имущество громады в аренду коллективу плодоовощной базы? Чтобы не осталось и тени сомнений, глава Шевченковской райгосадминистрации Н.Харитончук, еще в 2000 году как бы в дополнение к основному договору разработал и подписал еще один, обязывающий ТЗП способствовать социально-экономическому развитию района. В соответствии с ним только за один год предприятие должно было привести в порядок три тысячи квадратных метров мягкой кровли, заменить компрессоры, отремонтировать сети электроснабжения, водопровода и канализации, а заодно и асфальтное покрытие. Все эти ремонты — за свой счет, хотя имущество, заметьте, не свое. Конечно, где-то маячит право коллектива на приватизацию, но это в далеком будущем. Пока же вполне логично было бы пустить заготовленную продукцию по рыночным ценам и таким образом пополнить оборотные средства предприятия, но договор обязывает ТЗП «детским и лечебным учреждениям отпускать картофель и плодоовощную продукцию, не применяя наценок и взяв все убытки на себя». Кроме того, радетели общественных интересов обязали предприятие обеспечить «участников Великой Отечественной войны и малообеспеченных граждан картошкой и луком по закупочным ценам на 35 тысяч гривен». Почему бы не сделать приятное ветеранам, особенно за чужой счет?..
И тем не менее коллектив продолжал держаться. За три года погасил долги своего предшественника — 1,7 млн. гривен, навел порядок на территории, cполна платил налоги — только за прошлый год было в бюджет перечислено более двух миллионов гривен. И тут, как гром среди ясного неба, известие о расторжении договора. Оказывается, руководство района не усмотрело оснований для его продления. Хотя в нем прямо указывается, что в том случае, если стороны заблаговременно письменно не уведомляют о разрыве, то он автоматически продлевается на такое же время и на тех же условиях. Поскольку предприятие выполняло не только основные, но и дополнительные требования, никаких оснований для расторжения не было. В законодательстве на сей счет есть четкое определение: трудовой коллектив, который уже работал по договору аренды, имеет первоочередное право как на ее продление, так и на будущую приватизацию — ведь начальный ее этап уже пройден.
Между тем Фонд коммунального имущества Шевченковского района поступил своеобразно — продлил договор аренды... всего на три месяца. Получается, чиновники играют с законом как хотят и уже третий год держат коллектив Старокиевского ТЗП в подвешенном состоянии, каждый раз продляя аренду на пару месяцев. Может, так и тянулось бы бесконечно долго, если бы не очередные выборы — сейчас многие чиновники спешат «порешать» многие вопросы.
И Старокиевское ТЗП вдруг получает письмо — выселяйтесь! На это «доброжелательная» к малому бизнесу районная власть дала 10 дней. По мнению чиновников, это не проблема: упаковали компьютеры, сложили в ящик баночку кофе и чайник — и на выход. Правда, непонятно, куда девать десятки тонн картофеля и капусты, лука и свеклы, бочки с солеными огурцами и помидорами: оставить как презент новым арендаторам — фаворитам местной власти — или везти для «освежения» воздуха к Шевченковской райадминистрации, которая вдруг запамятовала и о профиле предприятия, и о том, что заготовка и хранение длятся почти весь год — от урожая до урожая. Но самое унизительное для коллектива то, что все имущество просто передается в аренду другой фирме. Столько лет ТЗП банально держали на коротком поводке, продлевая аренду только на три месяца. А вот новой фирме подписали сразу на год. К слову, арендаторов нашли весьма «достойных» — ООО зарегистрировано всего два месяца назад, опыта работы с плодоовощной продукцией никакого. Виды деятельности, как гласит справка из Госреестра, — оптовая торговля бытовыми товарами, сдача в наем собственного и государственного (?) имущества и т.д.
Интересно, чем эта фирма так приглянулась? Ради нее пошли на нарушение — не стали созывать сессию райсовета и обсуждать вопрос с депутатами. Именно они, согласно закону, должны рационально распоряжаться имуществом громады, а не глава райгосадминистрации. Есть еще одно отягчающее обстоятельство. Как разъяснили в ответных письмах коллективу Министерство юстиции и в Фонд госимущества Украины, согласно нормам закона о государственной программе приватизации, трудовой коллектив, который выкупил оборудование, имеет первоочередное право на аренду зданий — минимум на 10 лет.
Пришлось обращаться в суд. Но Шевченковская райадминистрация не торопится предоставлять ему необходимые документы. Тем временем в районный Фонд коммунального имущества пришло указание срочно подписать договор аренды с «фаворитами».
Власти нашей столицы любят распространяться о поддержке малого бизнеса. Работники Старокиевского ТЗП, над которыми нависла угроза безработицы, этого как-то не ощутили. А ведь они и их дела очень нужны людям, о которых власти должны заботиться в первую очередь: детям, больным, пенсионерам, для которых базарные цены недоступны.