В последний день негласных рождественских каникул Арсений Яценюк отважился несколько превысить полномочия и в свои «10 минут с Премьер-министром» на телевидении стал поучать украинцев, как им платить меньше или вообще не платить за отопление. «В случае, если в вашей квартире температура ниже 18 градусов, сообщите об этом либо в теплокоммунэнерго, с которым у вас есть договор, либо в ваш ЖЭК, либо в ОСМД и пригласите комиссию, чтобы она составила соответствующий акт, — наставлял он. — При этом обязательно спросите номер заявки, зарегистрированной как ваш телефонный звонок. В течение 72 часов такая комиссия обязательно должна прибыть и зафиксировать такую температуру».
Если комиссия в течение 72 часов не прибыла, то житель, по словам премьера, вправе самостоятельно составить соответствующий акт о том, что температура действительно ниже 18 градусов (его достоверность должны подтвердить двумя подписями соседи по дому). В том случае, если температура в вашем доме 12 градусов, продолжал Яценюк, то вы вообще не должны платить по счету. Но для этого сделайте соответствующий акт, передайте его предприятию теплокоммунэнерго, и предприятие обязано осуществить перерасчет того счета, который выставлен для вашей квартиры. Премьер добавил, что за каждый градус «низкой температуры» (ниже 18 градусов) счет за коммунальные услугу должен быть уменьшен на 5%.
Одна из сотрудниц «Дня» поверила премьеру и набрала соответствующий номер. Но человек на другом конце провода на премьерской десятиминутке, очевидно, не присутствовал и пригласил озябшую в собственной квартире журналистку в один из специальных пунктов, устроенных «Киевэнерго» для жалобщиков. Там она за четыре часа пребывания в очереди хорошенько нагрелась. Приняв у нее, наконец, заявления на пересчет и приглашение для комиссии, ей пообещали, что решение будет через месяц. Составлять акт, естественно, никто не пришел, а потом на улице и, соответственно, в квартире потеплело. Попробуй тут что-то зафиксировать...
Но это, конечно, частности. А в целом, как считают некоторые эксперты, отопительная компания проходит вполне сносно. Так, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский рассказывает о хорошей новости: «Наши опасения относительно возможных форс-мажоров во время прохождения отопительного сезона не оправдались. Это не может не радовать». Эксперт также удовлетворен, что потребление газа в Украине существенно сократилось, причем не только по промышленности:
«По населению уже слышны первые отзывы о переходе на дровяное и угольное отопление — это задымленность и даже смоги в плотной жилищной застройке». Вместе с тем эксперт видит у нынешнего отопительного сезона и свои проблемы: «Задолженность энергорынка перед всеми видами генерации. На начало года она составила 23,9 миллиарда гривен, то есть фактически миллиард долларов». Его прогноз на оставшиеся два зимних месяца «сдержанно оптимистические»: «Очень много будет зависеть от погоды. Этот фактор будет ключевым». И все же Землянский считает, что правительству нельзя довольствоваться достигнутым, и, по его словам, было бы не плохо, чтобы все призывы и заявления относительно реформ начать реализовывать на практике. По его мнению, та модель энергорынка, которая сегодня существует, и технически, и морально себя исчерпала.
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич объясняет нормальное прохождение отопительного сезона высокими температурами декабря. Это, по его мнению, позволило сэкономить примерно 2—2,5 миллиарда кубометров газа. Тем не менее он не разделяет оптимистических прогнозов и говорит о том, что «Нафтогаз» по неизвестной причине резко уменьшил в последнее время реверсные закупки газа, из-за чего был вынужден поднимать из подземных хранилищ больше газа: в холодные дни до 125—130 миллионов кубометров в сутки. Сейчас эти цифры в связи с потеплением уменьшились, но ведь скоро опять похолодает, предупреждает эксперт. «Если мы не нарастим реверс или не начнем покупать российский газ, — прогнозирует Марунич, — то к концу февраля из хранилищ уже нечего будет поднимать». «Импорт будет возобновлен, — утверждает он, — вопрос только в том, когда и по какой цене».
«Уровень оплаты коммунальных услуг очень высокий по стране, — констатирует Марунич, — но отмечает, что не в полной мере предприятиям — конечным поставщикам услуг — поступают средства по субсидиям. По неведомым причинам там накапливается долг. Но основной удар придется на вторую половину зимы, когда должно существенно похолодать. Бюджет, скорее всего, не сможет полностью рассчитаться за поставленные гражданам услуги. Они этого не почувствуют, чего не скажешь о поставщиках услуг. Это негативно скажется на их финансах, возможности закупать ресурсы и платить зарплаты и налоги. Только «Киевэнерго» уже задолжал примерно три миллиарда гривен. Если долги не будут погашаться, то мы, наверное, увидим ограничение поставок газа на теплоэлектроцентрали столицы. Долг и теперь уже нарастает, но «Нафтогаз» пока закрывает на это глаза».
«Несмотря на достаточно теплый декабрь, количество семей, получающих субсидии, заметно возросло, — говорит эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. — В ноябре их было 4,8 миллиона, а в декабре стало 5,4 миллиона. В январе эта цифра увеличится еще больше. И если уже сейчас есть задолженность перед предприятиями ТЭК по субсидиям населению, то в январе она увеличится. Почему?».
«Куда-то исчезают деньги с казначейского счета правительства, на котором еще недавно было больше 40 миллиардов гривен?» — отвечает Гаврилечко. Он ставит под сомнение «всю эту бравурную статистику Минфина о поступлениях и перевыполнении бюджета». При таких цифрах никакой задолженности по субсидиям быть не должно, отмечает эксперт. «Куда эти деньги исчезают, совершенно непонятно», — говорит он, и подчеркивает, что к нашей статистике есть серьезные вопросы. Он также обвиняет «Нафтогаз» в том, что за последние кварталы он покупал газ на 30—50 долларов дороже, чем он продается на спотовом рынке. Признавая, что часть этих денег — это транспортировка, а другая — маржа трейдера, Гаврилечко утверждает, что, так или иначе, — это дополнительные расходы бюджета. Он согласен с тем, что рынка газа в Украине как не было, так и нет. «И пока будет существовать «Нафтогаз», рынка не получится», — утверждает эксперт.