Главное управление Госземагентства в Одесской области выдало госпредприятию «Национальный проект «Эл Эн Джи Терминал (LNG-терминал)» разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в постоянное пользование для строительства, эксплуатации и обслуживания объектов национального проекта. Участок будущего строительства, как сообщили Интерфаксу-Украина в пресс-службе главного управления Госземагентства в Одесской области, имеет площадь около 13,5 гектара и расположен на территории Сычавского сельского совета Коминтерновского района (за пределами населенного пункта). Наряду с этим разрешением, одесское подразделение Госземагентства дало поручение своим территориальным органам в городах и районах области всячески содействовать госпредприятию, отвечающему за сооружение LNG-терминала.
Напомним, в сентябре 2013 года Президент Украины Виктор Янукович выразил надежду, что проект LNG-терминала, о котором в стране уже начали забывать, как утверждают специалисты, начнется строительством в середине 2014 года. В соответствии с планами названного госпредприятия сооружение терминала разделено на два этапа. На первом будет задействовано судно-терминал мощностью пять миллиардов кубометров газа в год, на втором — построен наземный комплекс мощностью десять миллиардов кубометров. В рамках первого этапа должны быть проведены дноуглубительные работы (за счет средств, привлекаемых ГП «LNG-терминал», 121 млн евро), построено соединение с газопроводом высокого давления (за средства компании «Укртрансгаз», стоимость до 113 млн евро), установлено арендованное судно. На втором этапе развернется строительство наземного терминала (за средства консорциума инвесторов, стоимость — 735 млн евро).
Случайно ли сообщение о запуске проекта землеустройства под строительство LNG-терминала попало в информпространство именно во время зимней Олимпиады в российском городе Сочи? Не было ли оно, пусть и не очень значительным, но все же каким-то моральным подкреплением для Януковича, стоявшего на трибуне стадиона с украинским флагом в руках в ожидании побед наших спортсменов и встречи с хозяином Олимпиады Владимиром Путиным. Такое предположение, вероятно, имеет право на жизнь. Однако оно ничем не было подтверждено, да и о результатах этих переговоров (украинская сторона хотела бы получить продолжение российского кредита) также ничего не известно.
Тем не менее, этот шаг, который можно истолковать как напоминание об ослабевшем в последнее время, но еще «живом» стремлении Украины к энергетической независимости, был все же сделан. Другое дело, обратили ли на него внимание в ходе помпезного, шумного спортивного праздника в России? Ну и не надо. Нам, как писал поэт, «своє робить». Главное, чтобы получилось! К сожалению, на этот счет у наших экспертов имеются некоторые сомнения.
Экс-уполномоченный Президента по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский в комментарии «Дню» отметил: «Я не верю в плавучий вариант терминала, потому что они нигде не прижились, нигде. Ни в Америке, ни в Северной Европе. И то, что говорит Каськив (глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив. — Авт.) о судне-терминале, это, по моему мнению, не более, чем пустозвонство». Говоря о совпадении во времени неожиданного решения одесского Госкомзема и визита Януковича в Сочи, эксперт высказал мнение, что «непосредственная связь этих событий существует — чтобы показать привлекательность или уступчивость, а на самом деле этот процесс шел давно и непрозрачно». «Точно так же нам раньше не говорили, что у нас есть этот огромный долг за российский газ за прошлый год», — продолжал Соколовский.
«Путина нашим терминалом не испугаешь, — констатирует он, — Когда-то под Одессой уже планировалось построить LNG-терминал на два миллиарда кубометров с поставкой газа из Казахстана. Все было договорено с сыном Назарбаева (президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. — Авт.). Он имел непосредственный интерес. Однако затем этот проект неожиданно развалился. Так что Путин знает, что у нас уже была один раз Одесса, а потом терминал хотели построить в Крыму. Так что, я думаю, он к этому серьезно не относится, потому что у России есть много возможностей помешать таким стройкам, причем на более поздних стадиях. Нужно ли напоминать историю с так называемым представителем компании, на поверку оказавшимся лыжным инструктором. На этом примере Россия продемонстрировала свои реальные возможности. А мы должны были бы понять, что нельзя запускать такие масштабные проекты без серьезного анализа и соответствующих выводов».
Руководитель энергетических программ независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел» Сергей Дяченко подходит к проекту LNG-терминала с инженерной точки зрения. «Известно, что Одесская область — энергодефицитный район, и это будет оказывать влияние на себестоимость разжижения газа на терминале. Правда, в Одессе есть проекты создания парогазовой станции. Но ключевой вопрос этого проекта другой — откуда брать газ для загрузки терминала? В технико-экономических обоснованиях, а я видел их несколько, отмечается, что экономика будет хорошо «получаться» только в том случае, если брать газ в Каспийском регионе. Если туда пойдет азербайджанский газ, то экономика работать будет. К сожалению, пока на этом направлении нам договориться не удается. В остальных случаях (тогда рассматривалась Северная Африка, сейчас можно говорить о США, если они начнут активно экспортировать газ в Европу) расчеты показывали, что экономика, как говорят специалисты, будет очень тяжелая, причем учитывались старые цены на российский газ. Расходы перехлестывали примерно на 5—10%, потому что покупка газа в Африке оказывалась дороже, чем российского газа на границе Украины.
Сейчас ценовые паритеты сильно изменились и усложнились, нужны новые расчеты. Правда, на азербайджанском газе терминал все равно мог бы работать. К тому же, тогда речь шла о том, чтобы допустить поставщика в качестве трейдера на наш рынок, и благодаря вертикально-интегрированной цепочке он мог бы обеспечить себе экономику. Да и вообще, для диверсификационных проектов разница в 5% — это нормально — за энергобезопасность нужно платить! Но вопросы с энергией, я думаю, все же можно было бы решить. По проектам Всемирного банка у нас сейчас строится несколько линий передач, есть и проекты внутриукраинских интерконнекторов. Если все это будет реализовано, то можно будет перебрасывать с запада на юг дешевую энергию атомных электростанций — Ровенской и Хмельницкой. Я думаю, что и эти проекты, и проект терминала могут быть реализованы примерно к одному сроку. У нас уже есть закон, позволяющий заключать прямые договора с АЭС на их дешевую электроэнергию. Так что проблемы с энергетикой терминалу не помешают. Гораздо более сложный вопрос — паритет цен. Низкая цена на российский газ может стать для терминала губительной, а при высокой — мотивации для его строительства сохраняются».