Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Кипры» и «виргины» отступают...

За последние три года малый и средний бизнес в Украине открыл около полтысячи новых предприятий
28 августа, 2018 - 18:50
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

При этом еще 170 были открыты в период с 2015-го по 2017 год. Такие данные недавно обнародовали в «Фейсбук»-сообществе «Предприятия Украины».

Пользователи сообщества собрали и нанесли на виртуальную карту «Google maps»  данные обо всех хозяйствующих субъектах, которые появились на территории Украины после вторжения России.  А это — кроме уже указанного — 178 солнечных электростанций, 65 элеваторов, шесть газовых месторождений, девять животноводческих комплексов, среди которых — оленья ферма и еще пять объектов, которые авторы отнесли к категории «другое». Это убойный цех «Глиняни Агро» в селе Сасив Золочевского района Львовской области, цех по производству грибного мицелия ООО «Микоген-Центр» на Уманщине, Комплекс по хранению фруктов и овощей в Запорожской области компании «ЛАНА», футбольная школа «Надежда» в Каменском Днепропетровской области и предприятие по переработке ореха и изготовлению медово-ореховых продуктов  кооператива «Орех Причерноморья» (Одесская область, Белявский район, село Троицкое).

Администратор сообщества Яков Дрозд не исключает, что на карте обозначены не все предпринимательские объекты, которые были запущены в Украине за последние четыре года.

Карта цифровая и интерактивная. Поэтому инициаторы проекта призывают предпринимателей наносить свои объекты, которые соответствуют критериям. Сделать это можно, перейдя по ссылке http://bit.ly/2Mb7LAh.

Не нужно иметь особых знаний, чтобы уже на этой карте увидеть, что в Украине бизнес считает «перспективными» три направления. Это дороги (асфальтово-бетонные заводы в количестве 25 штук из 170 открытых), альтернативная энергетика (отрываются в основном солнечные электростанции и биогазовые станции), деревообработка (мебельные фабрики, лесопилки и тому подобное) и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продуктов питания (здесь есть все от сыроварен до переработки орехов и меда).

В целом эти бизнес-симпатии четко коррелируются с политическим курсом правительства. Создается Дорожный фонд, премьер обещает «асфальт» — как грибы после дождя по стране появляются асфальтобетонные заводы. Дорогой природный газ и высокие тарифы — благодатная почва для «альтернативной энергетики», которая, к слову, еще и щедро подпитана международной донорской помощью. Моратории на экспорт леса-кругляка — австрийцам выгодно изготовлять лыжи в украинском Закарпатье, а шведам — строить представительство ИКЕА...

Еще интересно, что большинство из созданных предпринимательских объектов — это представители малого, среднего, а порой даже микробизнеса. ООО, ЧП — едва ли не самые популярные формы регистрации, которые встречаются на карте.

 «Роль малого (особенно микро-) бизнеса в экономике на протяжении последних 5 лет растет. Это обусловлено двумя основными тенденциями: позитивной (малый бизнес более адапивный и, следовательно, более стойкий, чем средний и крупный) и негативной (крупный бизнес сжимается из-за конъюнктуры на мировых рынках, а средний — из-за неблагоприятной среды). На протяжении указанного периода много крупных компаний статистически превратились в средние, а средние — в малые. Это — объективная тенденция, обусловленная внешними факторами», —  объясняет в комментарии «Дню» председатель правления Центра общественной экспертизы Любомир ЧОРНИЙ.

«В то же время малый и средний бизнес начал играть большую роль в занятости населения — именно здесь сейчас занято более 60% наемных работников. Это впервые за время независимости Украины мы получили совсем противоположную тенденцию (раньше большинство занятости было сосредоточено в крупном бизнесе)», — отмечает в комментарии «Дню» председатель Чорний.

По его словам, на протяжении 2014-2016 годов мы имели негативный прирост относительно количества субъектов хозяйствования-юридических лиц, которые осуществляли деятельность.  Поэтому важно, что в последние два года, наоборот, наблюдается более оптимистичная тенденция. Однако, по его словам, развитию бизнеса продолжают мешать неоправданные и «неразумные» административные регулирования (так, сейчас зарегистрировать предприятие проще и быстрее, чем раньше, однако «вхождение» на определенные рынки и работа на них или выход на внешние рынки и сегодня остаются проблемой из-за избыточного контроля со стороны государства — лицензирования, работы контролирующих органов, валютного контроля и тому подобное).

Грубо говоря, малый и средний бизнес в Украине до сих пор все еще вынужден жить по правилам, которые созданы лоббистами олигархов под их бизнес, — то есть монополии, экспорт сырья и рента. А все потому, что МСП, по сути, до сих пор так и не смог привести к власти «своего» профессионального политического выразителя.

Но почему во время, когда иностранные кампании крутят носом, кивая на войну и коррупцию в Украине, МСП  «приступают к работе», по мнению Чорния, это из-за того, что для старта уже не нужны чрезвычайные суммы: в Украине дешевле стала земля (в частности, и под промышленную застройку), рабочая сила (такая тенденция имеет и позитивные, и негативные проявления), отдельные виды сырья и материалов.

«Это определенным образом сформировало благоприятные условия для учреждения. По словам Чорния, ситуация на валютном рынке способствовала развитию отраслей, которые бы могли предложить «импортозамещение» определенных товаров, особенно широкого потребления. Так, есть тенденция к росту объемов производства отечественной продукции пищевой и легкой промышленности; реализация инфраструктурных проектов на заказ государства и органов местного самоуправления, а также активное строительство нового жилья в Киеве и областных центрах способствовали развитию отечественной отрасли строительных материалов. С потерей определенных рынков в России, после начала войны на востоке украинские предприниматели, отмечает эксперт, начали осваивать рынки ЕС (однако наращивание оборотов в этом направлении еще нуждается в значительных усилиях как со стороны украинской власти, так и со стороны бизнеса).

Новых промышленных предприятий и осуществления инвестиций в новое производство (пока особого роста потока прямых иностранных инвестиций мы не видим, но улучшается их структура — перестают доминировать «кипры, виргины»). Определенный оптимизм вызывают и заявления власти относительно либерализации валютных регулирований (это может существенно оживить внешнюю торговлю и инвестиции), пересмотра налоговой системы, продолжения дерегулирования — однако здесь важно увидеть практические шаги власти в соответствующем направлении (не просто заявления или принятие законов, а реальные институционные изменения)», — отмечает эксперт.

«Если гипотетически предположить, что в один миг из карты Украины исчезнут крупные компании, то сведенный бюджет потеряет всего лишь около 30% поступлений, а экономика потеряет приблизительно 25% рабочих мест. Это ощутимо, но не катастрофически, тогда как при гипотетическом исчезновении МСБ ситуация обернется полным крахом», — заявляет эксперт программы агентства США по международному развитию «Лидерство в экономическом управлении» Дмитрий ЛЯПИН.

Более того, именно МСБ сыграет решающую роль в выведении Украины из кризиса. Так, по словам главы Стратегической группы советников по поддержке реформ Ивана Миклоша, предпринимательство может стать двигателем преобразования экономики, так как малый и средний бизнес гибче, прогрессивнее и более открыт для креатива и инноваций по сравнению с крупными компаниями.

Алла ДУБРОВИК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ