Одна из проблем «Киевэнерго» — долги за газ, и компания изыскивает самые разные возможности, чтобы их снизить. Во вторник она обнародовала бланки новых платежек за отопление и горячее водоснабжение. Их формат во многом копирует счета, используемые для оплаты своих услуг европейскими тепловыми операторами. Уже в этом месяце новые квитанции получат жители 603 домов столицы (примерно 82 тысячи квартир), находящихся в ведении объединений собственников многоквартирных домов (ОСМД) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК). К остальным киевлянам, проживающим в домах, находящихся в управлении коммунальных жилищных предприятий, новые платежные документы придут в конце 2015-го — начале 2016 годов.
В «Киевэнерго» утверждают, что совершенствованием этих бланков компания занималась совместно с жителями столицы, которые имели несколько недель для того, чтобы высказать свое отношение к нововведениям. Клиенты были не против того, чтобы увеличить в платежке количество строк для записи показаний нескольких счетчиков горячей воды, а также многотарифных счетчиков. Вместе с тем, многие участники опроса, проведенного «Киевэнерго», не захотели рассчитываться за горячую воду не по показателям счетчиков, а по прогнозам «Киевэнерго».
Тут нужно сделать небольшое пояснение. Тепло в квартиру может подаваться, как известно, по нескольким стоякам. И чтобы не платить за него исходя из площади квартиры, счетчики нужно поставить на каждом. А что такое многотарифные счетчики? По словам коммерческого директора «Киевэнерго» Евгения Бушмы, это приборы типа «Архимед», имеющие несколько зон учета и позволяющие по разному платить за холодную, просто теплую и за горячую воду. Их владельцы (сколько их в Киеве, Бушма не знает) несколько позже получат счета совершенно нового формата. Заполнять их будет сложнее, и коммерческий директор советует использовать для этого личный кабинет клиента на сайте «Киевэнерго».
Как видим, в нынешней экономической ситуации предоплата за услуги приживается очень туго, тем более что они нередко оказываются с перебоями. Тем не менее, киевляне выбрали более тактичную формулировку и указали, что расчет по текущим показаниям для них более привычен и удобен. И «Киевэнерго», рассчитывавший благодаря авансам от потребителей несколько уменьшить свои кассовые разрывы и соответственно, долги, был вынужден согласиться. Хотя, с другой стороны, совершенно понятно, что газ и воду для производства своих услуг компания может сегодня получить только по предоплате, а если денег нет, то под какие-то долговые обязательства.
Правда, Бушма, говоря о том, что «Киевэнерго» с учетом мнения клиентов отказалось от авансовой формы расчетов, произнес незамеченное многими присутствовавшими слово «пока». «Внедрение новой системы расчетов за тепло и горячую воду — один из этапов реализации стратегии клиентоориентированности «Киевэнерго», — цитирует пресс-релиз его слова. — Мы усовершенствовали базу данных наших клиентов, на ее платформе создали биллинговую систему наподобие тех, которыми пользуются наши европейские коллеги. Важно, что в создании новой платежки принимали участие наши клиенты. Это позволило сделать формат расчета за услуги максимально удобным. Компания выражает благодарность своим клиентам за конструктивный диалог и идеи».
Чуть позже Бушма расшифровал, что значит его «пока» и что будет на дальнейших этапах. «Учитывая, в первую очередь, практику европейских стран, а также других крупных городов Украины, мы все-таки будем призывать в будущем наших клиентов заранее передавать нам показания счетчиков, с тем чтобы мы на момент формирования счета, то есть еще до конца месяца, уже видели объем потребленной киевлянами горячей воды. Благодаря этому «Киевэнерго» сможет месяц в месяц отразить объем услуги, которую мы предоставили». Что касается оплаты тепла (проводится только в отопительный период), то, по словам Бушмы, в летние месяцы соответствующая платежка может быть использована либо для погашения долгов, либо для проплаты авансом — «чтобы в зимний период меньше оплачивать».
Удивительно, но, по словам Бушмы, обе квитанции «имеют свободную строку для самозаполнения, то есть каждый жилец, если он не готов, или не согласен, или считает целесообразным заплатить другую сумму, может ее в этой строке записать как по горячей воде, так и по отоплению». Однако при ближайшем и тщательном рассмотрении образца платежки, предоставленного журналистам, такую свободную строку отыскать почему-то не удалось. Может быть, нам показали лишь макет платежки или, возможно, эту строку вставят когда-нибудь позже? А еще «День» обнаружил в платежке совершенно не нужную графу «количество жильцов». Она могла бы пригодиться лишь в том случае, если горячая вода оплачивается не по счетчику, а по нормативу, а для тепла эта графа, казалось бы, и вовсе не нужна. Ошибки? С кем не бывает...
Также «День» спросил у коммерческого директора о ночном тарифе на электроэнергию, вернее, о том, почему дневной тариф при наличии ночного счетчика выше, чем у тех бытовых потребителей, у которых такого счетчика нет. И в результате, мотивация для экономии электроэнергии выходит слабенькая. В компании ответили, что все тарифы для «Киевэнерго» устанавливает НКРЭКП — Национальная комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг...
К сожалению, это всего лишь полуправда, потому что тарифы этот абсолютно «независимый» орган берет отнюдь не с потолка, а по нескольку раз обсуждает с теми, кому они предназначены, выслушивает все их аргументы, включая данные о себестоимости и инвестиционной слагаемой...