Легкой промышленности обещают скорую реанимацию. Наконец-то после долгих лет игнорирования проблем отрасли власть предлагает отечественным производителям одежды и обуви реальные стимулы для их развития. Так, в проекте Налогового кодекса есть пункт об освобождении легкой промышленности на 10 лет от налога на прибыль. О перспективах на будущее этой отрасли «День» разговаривал с председателем наблюдательного совета ЗАО Трикотажная фабрика «Роза» Михаилом ВАЙНБЕРГОМ.
— Как оцениваете состояние украинской легкой промышленности, о которой то и дело говорят, что она скорее мертва, нежели жива?
— Легкая промышленность находится в кризисном состоянии уже около 20 лет. Беда в том, что ни одно правительство не занималось ее серьезным развитием. Все шли по пути наименьшего сопротивления: использовали политические лозунги и красивые слова, забывая, что реальная экономика делается на производстве. В действиях нынешней власти наблюдаются позитивные посылы в направлении возрождения легкой промышленности. Конечно же, это не может не радовать.
— Сформируют ли предложенные Налоговым кодексом льготы рост внутреннего потребительского спроса на одежду отечественного производства?
— Отчасти — сформируют. Однако нельзя обожествлять этот Налоговый кодекс. Льготы по налогу на прибыль, безусловно, позитивны для отечественных производителей. Но в легкой промышленности существует множество других проблем. Развязать их можно, разработав и внедрив комплексную программу развития отрасли. Сколько можно заниматься дистрибьюцией импортного товара? Украина способна производить конкурентоспособную продукцию — и за этим будущее для нашей страны.
А теперь давайте проанализируем, что такое успешная легкая промышленность? Это новые технологии и неэнергоемкое производство, правильная государственная политика и льготное налогообложение. Уступки по налогам уже сделаны. Ели их поддержит парламент, то это будет толчком для развития украинского легпрома. Относительно внедрения новых технологий оптимизма пока мало. Ведь оборудование, приходится покупать за границей, потому что в Украине они практически не производятся. На мой взгляд, ускорить модернизацию помогла бы отмена НДС при ввозе украинскими предприятиями легкой промышленности оборудования для собственного производства. Это позволит сделать нашу отрасль еще конкурентоспособнее в борьбе за европейский рынок.
Важен также доступ к льготным кредитам. Раньше при мере Киева Александре Омельченко работала программа по развитию промышленности города. В рамках этой программы столичные предприятия могли брать коммерческие кредиты под 5% годовых, схема работала следующим образом: местный бюджет компенсировал коммерческим банкам 75% кредитной ставки, т.е. предприятие погашало процент по кредиту в размере 25% его рыночной ставки (на тот момент это было под 5% годовых в гривне) Благодаря этой программе, например, наше предприятие смогло полностью обновить свое красильное производство. За счет таких льготных кредитов тогда купили два современных красильных аппарата, которыми заменили весь технопарк, состоявший из 10 энергоемких машин. Сегодня же, чтобы успешно развиваться и осваивать рынок, нам необходимо за 5—7 лет модернизовать все отделочное производство. Но кредитов взять негде, а если они есть, то — очень дорогие. Например, гривну банки предлагают под 25—30% годовых. Работать по такой ставке предприятия легкой промышленности не могут. Для нормальной работы нужны кредиты сроком от 3 лет под 5—10% годовых в гривне. Тогда можно проводить модернизацию.
Неплохо было бы также ввести льготные местные налоги (земельный налог или арендная плата) для производителей.
— А какие еще проблемы ощущаете на себе, как один из отечественных производителей одежды?
— На лицо нарастающая проблема дефицита технических кадров. Сегодня все работающие в легкой промышленности технологи и конструктора — люди предпенсионного и пенсионного возраста. Их заменить некем, потому что профильные вузы практически не готовят таких специалистов. А если и готовят, то очень малый процент обученных реально идет работать по своей специальности на производство. Получается, что легкая промышленность работает на техническом кадровом потенциале еще советского времени. Чтобы вырастить новый, государство должно всячески содействовать поднятию престижа работника легпрома и работы на производстве вообще. Потому что сегодня в Украине из 45 миллионов населения около 3 миллиона работает в производственной сфере. Для такой большой страны, как Украина — это очень мало. Государство должно приложить максимум усилий, чтобы отечественный производитель развивался и креп с каждым годом.
Необходимо провести анализ использования средств, перечисленных предприятиями в Фонд занятости. Сегодня часто бывает, что деньги перечисляем, а работников на свои производства не получаем.
Кроме того, беспокоит проблема с задержками растаможивания, например, сырья для производства. Предприятия легпрома не против того, чтобы на таможне наводили порядок с определением реальной стоимости ввозимого товара, но при чем здесь отечественный производитель, который ввозит сырье и химикаты для собственного производства. Надо максимально упростить процедуру расстаможивания сырья и материалов для нужд украинского производства. А поднимать индикативные цены (с них начисляется сума таможенных сборов) для тех импортеров, которые везут в страну костюмы по 3—4 доллара за штуку, а продают в десятки раз дороже. Вот, где надо искать ресурс для пополнения бюджета, а не «давить» отечественного производителя.
Также легкая промышленность нуждается в принятии мер по защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных государств, в первую очередь, Китая и Турции. Меня, как одного из участников отечественного рынка, сейчас очень сильно интересует вопрос, какие договоренности существуют между украинской и китайской стороной относительно импорта китайских товаров на отечественный рынок. Как известно, в ЕС существует квота на поставку одежды с Китая.
— Говоря о защите внутреннего рынка, вы имеете в виду повышение ввозной пошлины на товары легкой промышленности?
— Необходимо разработать и принять целый комплекс мер: поднять пошлину, вводить индикативные цены и многое другое. Если сегодня импортный костюм растаможивается по цене 3—4 доллара за комплект, то как с ним может конкурировать отечественный продукт, производитель которого уплачивает государству все налоги?
Однако, вместе с тем, ничего не надо запрещать. На мой взгляд, запрещать ввоз секонд-хенда нельзя. Секонд-хенд — не конкурент отечественной легкой промышленности. Это товар, занимающий определенную нишу, и имеющий своего покупателя. Как правило, его покупают пенсионеры и люди, живущие у черты бедности. К сожалению, таких людей сегодня много. Если под видом секонд-хенда в страну ввозят стоки (новые товары), это и есть контрабанда со всеми вытекающими из этого последствиями.
Легкая промышленность не нуждается в «тепличных» условиях. Нам необходимы равные условия на рынке, а не система запретов. Любой запрет в торговле не приносит ожидаемых результатов. Кстати, в России вопрос с секонд-хендом решили по-другому: подняли пошлину за килограмм и усилили санэпидемиологический контроль. И его не выгодно стало ввозить.
— А принесет ли позитив отрасли запрет на ввоз давальческого сырья, который предложил ввести вице-премьер Борис Колесников?
— На встрече с руководством легпрома, которую проводил вице-премьер Борис Колесников, этот вопрос не поднимался, говорилось только о налоге на прибыль для предприятий, которые работают по давальческой схеме. По давальческим схемам сегодня работают около 80% отечественных швейных предприятий. Они получают с заграницы модели, выкройки, ткань, фурнитуру и просто отшивают заказ, который потом экспортируется в страну, поставщика давальческого сырья. Эта схема позволяет большинству швейных предприятий выживать. Если запретить давальческие схемы, то много швейных предприятий просто обанкротятся. На мой взгляд, давальческая схема — это неизбежный этап развития украинского швейного предприятия. Когда предприятие более-менее крепко стоит на ногах, оно самостоятельно отказывается от этой схемы. Так было и с «Розой». От давальческой схемы мы отказались 8 лет назад. Сейчас 70% всей продукции продаем на внутренний рынок, а 30% — экспортируем в Германию, Россию, Швецию.
— А как фабрике удалось выжить во времена непростых 90-х годов, когда большинство предприятий легкой промышленности закрывалось или уходило работать «в тень»?
— Я никогда не гнался и не гонюсь за суперприбылями. Для меня важна стабильность. Поэтому компания сделала ставку на развитие собственной торговой марки «Трикотажная фабрика «Роза» и торговой сети. И раз в квартал стараемся открыть один магазин. В Киеве наши изделия знают. В ближайшее время планируем развиваться в остальных городах-миллионниках, а в дальнейшем — открыть в каждом областном и районном центре фирменный магазин. Сегодня арендуем магазины площадью 50—100 метров квадратных преимущественно в спальных районах Киева, потому что там арендная плата более-менее подъемная — около 200 гривен за метр квадратный. Небольшая наценка позволяет успешно конкурировать с иностранными аналогами.
— Вы популяризируете свой бренд через систему фирменных магазинов. Но это, скорее, приятное исключение из правил, нежели тенденция по рынку. Что, на ваш взгляд, мешает продвижению отечественной одежды на внутреннем рынке? Проще говоря, если она есть, то почему ее не видно в торговых сетях?
— Развивать собственную сеть магазинов помогло то, что «Роза» —фабрика полного цикла. То есть, на ней делают все в комплексе: вяжут, красят, делают отделку полотна, моделируют и шьют одежду. Это позволяет на каждом из производственных этапов зарабатывать чуть-чуть. Так формируется прибыль. Отсутствие системных инвестиций и небольшие прибыли не позволяют большинству предприятий легпрома платить большие арендные ставки в магазинах и торговых площадях. То есть, попасть к потребителю они не могут. Получается, что простому «швейнику» без инвестиций и мощного современного производства очень трудно пробиться на рынок.
— Как обеспечить конкурентную способность украинского товара и повысить экспортный потенциал легпрома?
— Если появится потребительский спрос, то появятся разные модели, фасоны, качество одежды. А цена станет приемлемой за счет пошива больших партий. Понятно, что законодателем моды Украина не была и в ближайшей перспективе пока не будет. Модные тенденции традиционно «двигает» Италия. Однако территориальная близость к Европе, высококвалифицированные швеи, недооцененная заработная плата и пока еще неплохой запас технологических кадров дает Украине неплохие шансы конкурировать в борьбе за европейский рынок. На рынке очень мало отечественных брендов. Но все они созданы за счет украинского капитала. Небольшое количество брендов можно объяснить тем, что пробиться на экспорт очень и очень сложно. Так, чтобы начать работать с немецким концерном, мне пришлось потратить 3 года: ездил, презентовал, что предприятие конкурентоспособное, может шить быстро и качественно. То есть, процесс освоения экспортных рынков сложный и длительный.
— А как повлияет на экспортный вектор утверждения в договоре о создании Зоны свободной торговли Украины с ЕС пункта о нулевой таможенной ставке на продукцию легпрома?
— Сейчас в ЕС на отечественную продукцию легпрома действует ввозная пошлина в размере 10—12%. Если ее снимут — это станет большим плюсом для развития экспортной составляющей отечественной легкой промышленности. И тогда это действительно может стимулировать увеличения экспорта.
— А как сейчас воспринимается отечественный продукт зарубежьем?
— Украинский продукт конкурентный на внешних рынках. Я был приятно удивлен, приехав в Канаду, увидеть, что в магазине продавались куртки «Босс», изготовленные в Украине. Не работали бы 80% швейных предприятий на давальческом сырье, если бы качество производимого в Украине продукта было плохим. Ведь по давальческой схеме с Украиной работают в основном Германия, Франция, США, Швеция. То есть, наш продукт их удовлетворяет по качеству и цене. Теперь государству необходимо создать все условия для того, чтобы украинский бизнес заинтересовался развитием легкой промышленности и не боялся в нее инвестировать.
— Не боитесь, что нынешнее активное внимания со стороны государства во многом обусловлен тем, что крупный бизнес присматривается к предприятиям легпрома, чтобы ввести их в свою сферу влияния?
— Если большой бизнес заинтересуется предприятиями легпрома и будет делать все, чтобы развивать эту отрасль, в этом нет ничего плохого. Разве могут быть «лишними» рыночные правила игры и дополнительный приток инвестиций? Наоборот. Цивилизация рынка — это быстрый путь к успешному развитию легкой промышленности. На мой взгляд, это необходимо приветствовать.