Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Комиссия доброй воли?

Риски одного постановления
3 марта, 2004 - 00:00

Двадцатого февраля текущего года увидело свет постановление НКРЭ №162, которым, со ссылкой на Закон Украины «Об электроэнергетике» и Указ Президента Украины от 21.04.1998 №335 «Вопросы Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины», п. 2.9 раздела 2 постановления НКРЭ от 18.08.2000 года дополнялся абзацем следующего содержания: «С целью улучшения расчетов оптового поставщика электрической энергии с участниками распределения средств с текущего счета со специальным режимом использования оптового поставщика электрической энергии, комиссия может использовать коэффициенты уменьшения норматива энергопоставщика».

Для тех, кто уже забыл (или никогда не знал) напомним, что «коэффициент уменьшения норматива энергопоставщика» (он же «коррегирующий коэффициент» — КК) был введен в 2000 году по инициативе тогдашнего вице-премьера по ТЭК Юлии Тимошенко. Говоря по-человечески, функция КК заключалась в том, что чем меньше энергопоставляющая компания платила денег «Энергорынку», тем меньше (вплоть до нуля) выделялось ей средств со счета со специальным режимом использования. В идеале, деньги, поступающие на этот счет, должны были делиться между поставщиком и генерацией в соотношении 2/1.

Нынешнюю актуализацию практики использования коррегирующего коэффициента НКРЭ объясняет с тех же позиций. В упомянутом постановлении указано, что принимается оно «в связи с низким уровнем оплаты в январе—феврале 2004 года электрической энергии, приобретенной на оптовом рынке электрической энергии Украины энергопоставляющими компаниями». Неужели все так плохо, как было в 2000 году, когда облэнерго оплачивали 30% и меньше приобретенной электроэнергии, а компании, платившие 50% считались едва ли не примером для подражания?

Оказывается, нет. По словам, директора ГП «Энергорынок» В.Кальченко, уровень расчетов за электроэнергию между областными энергоснабжающими компаниями и оператором оптового рынка электроэнергии — госпредприятием (ГП) «Энергорынок» в феврале составит 88— 90%. При этом, Кальченко отметил (уровень расчетов за электроэнергию в феврале составит 88— 90% — такой прогноз «Энергорынка» обнародовало 26 февраля агентство Интерфакс-Украина), что в январе текущего года уровень платежей за электроэнергию в процентном выражении остался на уровне января 2003 года. Однако в денежном выражении он увеличился, так как на оптовый тариф на электроэнергию, реализуемую в энергорынке, была введена целевая надбавка. Кстати, в декабре 2003 года уровень оплаты за электроэнергию достиг 101%, частично компенсируя недоплаты первых месяцев года, так что прогнозы В.Кальченко не лишены оснований.

Естественно, возникает вопрос: почему при таком оптимистичном развитии событий НКРЭ пытается активизировать практику применения понижающих коэффициентов? Почему НКРЭ решила отойти от сложившейся практики, согласно которой любые изменения в раздел средств между генерацией (2/3) и поставщиками (1/3) комиссия утверждала по согласованию с Советом энергорынка и/или Минтопэнерго?

Теперь комиссия будет решать, что делать с коррегирующим коэффициентом и каким он должен быть для каждого отдельно взятого субъекта энергорынка, самостоятельно. Возможно, здесь-то и зарыта собака. Ни для кого не секрет, что в бюрократической иерархической структуре, каковой является и НКРЭ, решение принимает руководитель — в данном случае это Юрий Васильевич Продан, работающий председателем Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины. Фактически, в руках одного человека окажется рычаг, при помощи которого можно будет «регулировать» не только облэнерго, но и экономику страны в целом. Принцип равных условий для всех участников энергорынка может быть поставлен под сомнение. Более того, поводы для применения КК в соответствии с новым постановлением значительно расширяют возможности изъятия средств у поставщика. При этом такие возможности (неполная оплата, ненормативные расходы, превышение предельных величин потребления) не предусмотрены действующим законодательством.

Кстати, по мнению экспертов, уровень расчетов с «Энергорынком» от применения таких драконовских мер только ухудшится, поскольку компании-поставщики, чьи деньги будут незаконно изыматься в пользу генерации будут не в состоянии финансировать программы поддержания и развития сетей, расширения производства. В результате, затраты вместо планируемого снижения вырастут, эффективность работы снизится, а НКРЭ получит повод для новых (подзаконных) санкций.

По сути дела, глава НКРЭ будет главным распорядителем (в наших условиях — это больше, чем хозяин) всех денег, которые оборачиваются на оптовом рынке электроэнергии, эффективность и рентабельность работы облэнерго будут зависеть только от доброй воли. В косвенную зависимость от этой «доброй воли» попадут также предприятия, которым облэнерго поставляют электроэнергию, финансово-промышленные группировки и иностранные инвесторы, владеющие частью украинской энергетики, вице-премьер А.Клюев, возглавляющий межведомственную комиссию по созданию НАК «Энергетическая компания Украины», Олег Дубина, недавно назначенный руководителем этой компании, и так далее...

Вряд ли, конечно, НКРЭ, издавая постановление №162, замахивалась так широко, но риски налицо. Странно выглядит нормотворческая активность комиссии именно в то время, когда по Указу Президента началось реформирование именно электроэнергетики. Наверное, хотели как лучше. А получается...

Светлана КУДРИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ