Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кому достанутся дешевые авиабилеты...

Украина приблизилась к подписанию с Европейским Союзом договора о создании... совместного авиационного пространства, есть одно «но...»
26 ноября, 2013 - 12:20
ФОТО РЕЙТЕР

Украина приблизилась к подписанию с Европейским Союзом договора о создании... совместного авиационного пространства, есть одно «но...»

Недавно стороны согласовали текст соглашения. Когда договор будет подписан и вступит в силу, украинские и европейские авиакомпании получат доступ на маршруты между странами и внутри без существующих ныне ограничений по количеству рейсов и направлениям. Чиновники обещают более выгодные условия для пассажиров. «Создание конкуренции между авиакомпаниями, повышение количества рейсов обеспечит снижение цены на билеты. Это весомый плюс для пассажиров, пользующихся услугами авиакомпаний», — напомнил недавно вице-премьер-министр Александр Вилкул.

Ожидается, что, помимо классических европейских перевозчиков на украинский рынок зайдет и ряд новых бюджетных авиакомпаний. В частности, только после вступления в силу договора с ЕC обещает начать полеты в Украину крупнейший европейский лоукостер Ryanair. Однако многие сомневаются в том, что украинцы дождутся значительного удешевления билетов.

«Часто открытие неба связывают с лоукостами и рассматривают этот процесс как возможность привлечь их сюда и обеспечить украинским гражданам низкие цены. Но, позвольте, у нас уже есть несколько бюджетников, а где же дешевые билеты? Их нет, потому что нет массовости перелетов, которая должна служить основой для нормального функционирования лоукостов и их возможности предоставлять низкие тарифы», — уверял весной этого года президент «Международных авиалиний Украины» Юрий Мирошников. Он также сетовал на дороговизну аэропортовых услуг, аэронавигации и топлива.

Об отсутствии предпосылок для массового появления на украинском рынке лоукоста перевозчиков и изменения ситуации в недавнем интервью «ЛІГАБізнесІнформ» заявил и гендиректор Международного аэропорта «Борисполь» Алексей Кочанов. «Здесь больше маркетинговых шагов, чем значительной разницы в цене по сравнению с традиционными авиакомпаниями. Например, стоимость билета авиакомпании Lufthansa, купленного за четыре-шесть месяцев до вылета, будет сопоставима с ценой на прямой перелет лоукост-авиакомпании. Билет в европейском направлении будет стоить 150-200 евро», — объяснил он.

Эксперты отмечают также, что за несколько дней до вылета у бюджетных перевозчиков цены зачастую выше, чем у классических и региональных авиаперевозчиков, оперирующих на тех же самых рынках. В Европе практически во все внепиковые вылеты билеты дороже на 15-20%. Купить же их задолго до вылета получается далеко не у всех, поскольку человек зависим от разных обстоятельств. Кроме того, у лоукост-компаний есть ряд ограничений, придержаться которых может далеко не каждый пассажир — например, это касается веса и размеров багажа. Кто-то же из пассажиров даже пытается пронести багаж, который в ограничения не вписывается — в надежде на то, что не проверят, и сталкивается с необходимостью доплатить.

Исходя из этого, летать во много раз дешевле, чем на лайнерах «классиков», будут все равно далеко не все пассажиры лоукостеров. Хотя есть категория путешественников, которые прокладывают свои маршруты по Европе с привязкой конкретно к расписанию различных лоукостеров. Они отслеживают, у какой из авиакомпаний проводятся акции, у какой на определенных направлениях наиболее низки цены и т.д. Где-то потратив несколько больше, при этом у лоукостера можно купить билет за десяток евро.

Опытные путешественники знают, что в Европе можно воспользоваться не только услугами бюджетных авиакомпаний, но и дешево ездить на автобусах или поездах. К примеру, подобно лоукостерам авиационным, которые приземляются в отдаленных аэропортах, остановки британской компании Megabus часто расположены вдали от железнодорожных станций и хороших транспортных развязок в городе. Зато эта компания, которая работает практически во всех странах Шенгенской зоны, позволяет добраться из одной европейской столицы в другую всего за 10—15 евро. Проект, предусматривающий введение системы лоукост, запустила этой весной Национальная компания французских железных дорог SNCF. Цена за переезд через всю страну начинается от 10 евро, что в разы дешевле билетов на традиционные скоростные поезда TGV. Заказываются билеты через Интернет. Как и у бюджетных авиаперевозчиков, в такие поезда с собой можно взять только небольшой багаж (55х35х25 см), а крупногабаритный — за отдельную плату. Так же, как и ряд других дополнительных услуг. А отходят поезда не из самого Парижа, а со станции Марн-ла-Вале в 20 километрах от него.

Но составить свой маршрут и график так, чтобы получилась максимально дешево —  занятие на самом деле весьма кропотливое. Так что те, кому на организацию поездки не хватает времени и знаний, могут воспользоваться сервисами по планированию бюджетных поездок. Те за плату прокладывают наиболее дешевый маршрут (согласно с пожеланиями клиента), подсказывают дешевые отели и прочее.

Рассчитывать, что с либерализацией рынка появятся и авиабилеты по 20 евро и дешевле, украинцам и вправду не стоит. Вот на билеты по более приемлемой цене — это да. Все-таки из-за конкуренции с бюджетными авиакомпаниями традиционные перевозчики готовы идти на снижение цен. Так, в этом году на рейсе Киев — Вильнюс МАУ снизили стоимость билетов до уровня Wizz Air — с $350 до $100. А в сентябре российский «Аэрофлот» еще до того, как Wizz Air начала летать из Будапешта в Москву, раза в два снизил стоимость билетов на этом направлении — до 100 евро. Дата начала распродажи совпала с началом полетов в Москву Wizz Air.

Конкуренция с бюджетными авиакомпании также стимулирует авиакомпании классические заимствовать определенные элементы этой бизнес-модели. Скажем, при перелетах по Европе в самолетах AirBerlin отсутствует бизнес-класс, нельзя выбрать место в салоне, зато цены на билеты по многим направлениям низкие. Французская Air France внедряет новую структуру услуг и тарифов на рейсах из парижского Орли и региональных базовых аэропортов по всей Франции. Она вводит бюджетный тариф, который не включает бесплатный багаж, возможность выбора места в салоне через Интернет, а также начисление миль часто летающим пассажирам.

Предлагать тарифы, которые не включают перевозку багажа, стала на линии Киев — Лондон British Airways, что при полете туда и обратно  позволяет сэкономить $26. Бесплатно брать на борт можно ручную кладь габаритами до 56х45х25 см (помещается на верхней полке) и небольшую сумку для ноутбука. Если после покупки билета пассажир решит все же взять с собой багаж, то при оплате через Интернет это обойдется минимум в $30 за каждый сегмент.

Андрей МУРАВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ