Украинским политикам и высшим чиновникам не перестаешь удивляться. Причем их близорукость и верхоглядство не зависит от цветов партийных флагов и декларируемых принципов. Почему-то весь народ они считают полнейшими глупцами, которых достаточно поманить пряником обещаний легкой жизни и виртуальными миллиардами подаренными сердобольными Медведевым и Путиным. И вся эта благотворительность за мелочь — еще на 25 лет, а фактически на 30 мы должны терпеть у себя в доме квартиранта. Причем такого, который независимость нашей страны признает сквозь зубы и при каждом удобном случае показывает, кто в Крыму настоящий хозяин. Президент — гарант территориальной целостности страны с чувством выполненного долга подписывает антиконституционный договор, а секретарь РНБО в эфире на всю страну доказывает, что Черноморский флот баз в Крыму и Николаевской области не имеет. Но почему украинских уполномоченных офицеров и министров на наши собственные объекты не пускают? Почему препятствуют проведению инвентаризации нашего имущества и нашей земли? Почему мы должны просить разрешения у квартиранта? О чем? О своем кровном?
По определению английских дипломатов, ложь есть не соответствующее истине заявление, сделанное лицу, которое имеет право знать истину. А правду о подписанных в Харькове договорах имеет право знать весь украинский народ. Как же выглядит наш главный дипломат, когда сравнивает базирование Черноморского флота в Украине с американской базой в Германии. Видимо, он имел в виду базу в Рамштайне. Мы что, все поголовно не знаем истории Второй мировой войны и ее последствий? Не знаем, что Германия, как и Япония, была оккупирована победителями, которые разместили там свои военные базы? Мы что, проиграли войну?
А если уже и сравнивать, то с американской авиабазой в турецком Инжирлике. Только и это сравнение навряд ли министра обрадует. Ведь базу контролируют турецкие власти. Во время иракской кампании Анкара категорически запретила использовать базу для бомбардировок иракской территории американской авиацией, и США его не нарушили. А как вели себя квартиранты из Черноморского флота во время событий в Грузии в августе 2008 г., когда наш президент запретил использовать корабли Черноморского флота, базирующиеся в Севастополе, в военных действиях против страны, с которой мы не воевали. Российские военные нагло проигнорировали наши вполне законные требования. Или главный дипломат этого не знает?
Впрочем, продление пребывания Черноморского флота, при всей его важности, не исчерпывает всех проблем харьковского пакта. Представляется, что через некоторое время они могут быть разрешены. В конце концов, вывел же досрочно СССР свои базы в Порт-Артуре в Китае и Порккала-Удд в Финляндии. И ничего особенного не требуется. Достаточно заставить так называемых арендаторов вести себя подобающим образом. Им это не понравится, вот сами и уйдут. Гораздо важнее, и более тяжелыми по своим последствиям представляются газовые соглашения. Кстати, обратим внимание, что российский флот остается в Крыму на 25—30 лет, а ставки по газу действительны только на 10 лет, что, впрочем, не означает, что цена не изменится в ближайшее время. Никаких гарантий от новой газовой войны эти соглашения не дают.
Много говорилось о том, что Украина экономит 40 млрд. долларов за 10 лет. Здесь хотелось бы предостеречь от такого обобщения. Этих денег украинский бюджет не получит — они, возможно, облегчат жизнь некоторым владельцам заводов, газет, пароходов. Дойдут ли эти деньги до бюджета, очень большой вопрос. И не нужно рассказывать красивые легенды о том, что населению не будут повышать плату, например, за газ. И без соглашения для этого не было никаких оснований. А то, что «Нафтогаз» оказался на грани банкротства, что, впрочем, совсем не очевидно, то это пример вопиющей бесконтрольности со стороны определенных должностных лиц. И не более того. Если навести элементарный порядок в расчетах, то и при большей цене на газ, «Нафтогаз» мог быть вполне прибыльным предприятием и исправно платить налоги, и не маленькие, в бюджет, а также без проблем рассчитываться с иностранными поставщиками. Делают же это в других странах — и неплохо себя чувствуют. Во всяком случае, свою территорию не отдают на долгие годы.
Если бы Президент и его окружение действительно заботились о стране, то вместо сомнительных договоров серьезно подумали о диверсификации источников снабжения энергоресурсами. Ведь не так трудно и долго построить в Одессе терминал по приему сжиженного газа из Алжира и Персидского залива, а в будущем и из Южного Кавказа. Инвесторы есть. Даже по самым скромным подсчетам этот газ стоил бы от 170 до 200 долларов за тысячу куб.м, а в будущем еще дешевле. В самом ближайшем будущем можно было получать таким путем 10—15 млрд. куб.м газа. Добавим к этому 20 млрд. куб.м собственной добычи. Получается около 30—35 млрд. куб.м. При нормальном подходе к делу можно было бы вообще не покупать газ у России. Во всяком случае, добиться уменьшения цены без каких-либо уступок. Цена на газ в мире снижается, и Москва все равно вынуждена была пойти на это. И это была бы реальная экономия, а не виртуальная. А теперь мы должны покупать все равно дорогой газ, в количестве которого не нуждаемся. Куда его девать? Часть будет закачена в хранилища, к которым «Газпром» проявляет очень большой интерес. А остальной? Вероятно, дополнительный газ будет реэкспортироваться. Это выгодно, только кому? Тем, кто будет заниматься этим весьма прибыльным делом, но народ здесь ни при чем. Очень скоро это станет известно и нас ожидает очередной газово-коррупционный скандал, в котором будут замешаны нынешние persona dramatis — действующие лица. Отсюда «тайны мадридского двора» при подготовке судьбоносных договоров. И еще один, мало кем замеченный нюанс. Цену снизили, но газа мы обязались покупать больше. Как пишет московская газета «Время новостей», «Только в этом году российский монополист гарантированно получит около 2,3 млрд. долл. дополнительной выручки (после уплаты пошлин) от поставок газа на Украину, а также сэкономит примерно 260 млн. долларов на транзитных платежах». За 10 лет — 23 млрд. долларов, фактически больше, так как пошлины «Газпром» уплатит из денег, полученных от нас. Получается, мы экономим не 40 млрд. долларов, как нас уверяют, а меньше 17-ти. Вот и верь тому, что говорят... Не зря, не пускали украинских журналистов на известную пресс-конференцию и никаких материалов не давали. Пренебрежительное отношение регионалов к прессе известно. Это же от какого большого ума из журналистов делают врагов... Аукнется это обязательно. Как бы не оглохнуть.
Вторая, на наш взгляд не менее важная проблема подписанных соглашений — не тех, о которых много говорится, а тех, о которых мы узнаем случайно, по обмолвкам чиновников. Здесь мы имеем в виду авиастроение. Можно сколько угодно сотрудничать с Россией в этой области, тем более что для этого есть достаточно веские основания, но зачем отдавать соседям нашу высокотехнологическую отрасль, практически последнюю у нас оставшуюся. Даже руководители ряда ведущих предприятий авиастроения выступили против. Прошлый опыт говорит о том, что Россия занята только тем, чтобы украинское авиастроение ликвидировать как опасного конкурента. И наш Президент занимается тем же, иначе произошедшее объяснить невозможно. А атомная энергетика? Пока мы не знаем, что там решили, но молчание очень подозрительно. И вполне может разразиться очередной скандал. Безоглядная привязка нашей атомной энергетики к российской очень опасна. Ведь здесь речь идет об очень длительной перспективе с учетом крайней инерционности отрасли и процессов в ней. Когда был Чернобыль? Уже более 20 лет назад, а советское наследие и отсталая техника и технологии остаются со всеми вытекающими из этого последствиями. Кто же теперь будет заниматься созданием полного ядерного цикла для нашей атомной энергетики, если Россия с помощью нашей власти фактически заблокировала этот процесс. Мы занимаемся обеспечением загрузки ее предприятий, а когда подумаем о своих. Народу рассказывают басни о дешевом газе и тщательно скрывают, как его загоняют в глухой тупик зависимости. Мы действительно стараниями власти становимся банановой республикой. Причем, привязаны не к передовым странам, а к находящейся на нефтегазовой игле, коррумпированной и технически отсталой стране. И об этом никто из «соловьев режима» не поет.
Но это все проблемы экономические. Не менее важны политические. Как анекдот, вспоминаются заявления Януковича о том, что он не российская марионетка, а Президент Украины. Оппозиции, пребывающей в разобранном состоянии, в прямом и переносном смысле, на подносе преподнесли сильнодействующий допинг. Не нужно быть опытным политиком, чтобы оценить вдруг открывшиеся возможности. Ратификации помешать не смогут, но очки в глазах избирателей получат. И значительные. Самое главное, что появился общий враг, против которого очень удобно дружить. Этот фактор прочно стягивает тех, на кого в других условиях глаза бы не глядели. Если Янукович и его советники этого хотели, то цели блестяще добились. Могут принимать поздравления. И чем сильнее будут давить на оппозиционеров, тем сильнее они будут браться за руки, «чтоб не пропасть поодиночке». Все это, вместе с неясной перспективой выхода из кризиса, уже осенью может прозвучать печальным звоном колокола. И обвинять регионалам в его ударах будет некого, кроме самих себя.
И не стоит «бело-голубым» убаюкивать себя тем, что на востоке их поддерживает большинство. Уже сейчас нарастает значительное раздражение местных элит и сильное разочарование среди тех, кто голосовал за Януковича. Не все отражают социологические опросы. Результаты первого тура в некоторых областях для регионалов были шоком, а как было гладко на бумаге и в отчетах. Возникает ощущение, что, несмотря на надувание щек, многие среди нынешних власть предержащих понимают временность своего положения и стараются урвать, пока есть, возможность. А там — хоть трава не расти. Во всяком случае, уже определенно можно сказать, что Янукович будет президентом не всей Украины. И его промахом уже спешат воспользоваться те, кто пока остается попутчиком. Сергей Тигипко поспешил в интервью агентству The Associated Press отмежеваться от харьковских договоров. Он-то прекрасно понимает, что местные выборы скоро и надо расширить плацдарм, завоеванный 17 января.
Но что взять с регионалов и коммунистов. Какими были, такими и остались. К ним вполне применимы слова Талейрана: ills n’out rien appris, ni rien oublie — они ничего не поняли и ничему не научились. Мышление регионалов сосредоточено исключительно на решении своих коммерческих проблем и государственные интересы их не очень интересуют, многие просто не понимают, что это такое. Отсюда отсутствие стратегии в политике, а исключительно тактика. В данный момент выгодно продаваться России, в какой-то момент ветер конъюнктуры переменится, найдут другого партнера. У коммунистов вся тактика и стратегия состоят в том, чтобы прислониться к любому партнеру, который обеспечит им политическое выживание, а для руководства партии — пребывание в парламенте. Да и старшие российские товарищи им не безразличны, так что быть в фарватере партии крупного капитала для них вполне естественно и не удивительно. И вся надежда первых и вторых — на базовый электорат. Хотя у коммунистов он непрерывно сокращается.
Самые большие проблемы уже в ближайшем будущем ожидают спикера Литвина и его однопартийцев. Он идет верной дорогой своего предшественника Александра Мороза. Тот посчитал выгодным предать своих союзников ради поста спикера и потерял окончательно политическое лицо.
Когда регионалам оказалось выгодным, они согласились на внеочередные выборы, хотя прекрасно понимали, чем для Мороза и его партии они закончатся. Уже был прецедент, когда Литвин остался за стенами парламента. Но урок не пошел впрок. Как показывает практика, предательства избиратели не прощают. Бесконечное лавирование по принципу: «Чего изволите?» кончается весьма плачевно. А может, не мог или не позволили поступить иначе? Но ведь вступил же на опасную своей зыбкостью и неопределенностью почву коалиции, понимал, с кем дело имеет. Если нет, тем хуже для него и его политического будущего.
Сейчас стараниями власти маятник загоняется в российском направлении до невиданной амплитуды. Но неизбежно движение в обратном направлении. И энергия его пропорциональна квадрату скорости. Это не только физический закон, а и общественный. Не трудно определить в каком направлении качнется политический маятник. Крайне радикальном. Вот когда будут локти кусать очень многие, да поздно будет.
Теперь о соседях. Зачем им все это? Не за красивые же глаза нашего Президента они пошли на все это действо. Во-первых, «Газпром» — не чужой многим в Кремле и его округе. Не случайно, Путин успокоил акционеров газового монополиста, что они никаких потерь не понесут. Все покроет российский бюджет. Кремль скрыть это не может, вот и погладили тщательно культивируемые и пышно цветущие имперские предрассудки. Встали с колен, а Украину на колени поставили. Пусть знают там на Днепре, что никуда от матушки- России не денутся. А символом этого великодержавия будет флот в Севастополе. А то, что несколько бизнесменов, допущенных к нефтегазовой кормушке, вкупе с высшими чиновниками вместе с их украинскими подельниками обогатятся, дело десятое. «Была бы страна родная и нету других забот». И большего, по их мнению, российскому people не надо. Так происходит сращивание компрадорской власти в двух странах, что легко было увидеть в Харькове. И выбран был этот город, наверное, в память о Донецко-Криворожской республике, этом ноже в спину независимой Украины.
Во-вторых. Совпадение во времени событий в Киргизии и харьковского пакта случайное. Тем не менее, тенденция налицо. С Грузией разобрались прямой агрессией, Киргизию — с помощью поддержанной оппозиции приводят в российское стойло, Украину привязали экономически. В Москве спешат, пока в Вашингтоне и европейских столицах преобладают настроения очередного Мюнхена. Нам уже приходилось отмечать («День» №153 от 1 сентября 2009г. ) близорукость западной политики. Новые умиротворители не хотят останавливать Россию. Август 2008года их ничему не научил. Получили апрель в Киргизии и Украине. Мы это отмечаем, потому что защитники харьковского пакта ссылаются именно на Запад. Вроде бы понимающий шаги нынешней власти. А ведь достаточно было в Вашингтоне только бровью повести, и пророссийский Янукович трижды бы подумал перед тем, как ехать в Харьков.
Нас уверяют, что от соглашений выиграли все. Позволим себе усомниться. Если волки сыты и овцы целы, остается выяснить, кто же в этом случае был съеден. Похоже, что народы Украины и России пострадали от игры в этой пьесе. Занавес после первого акта...