1 января 1999 года прозвучал стартовый выстрел для евро. В этот день в 11-и европейских странах была введена общая валюта для безналичных расчетов. «Королем» денежной политики в «Евроляндии» стал Европейский Центральный Банк во Франкфурте.
В Европейском валютном союзе участвуют: Бельгия, Франция, Германия, Финляндия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия, Испания.
В то время как граждане стран-партнеров оптимистически смотрят в будущее с евро, многие немцы неохотно прощаются с немецкой маркой. Для немцев марка — это не просто валютная единица. Немецкая марка — это символ восстановления из руин после Второй мировой войны, она воплощает в себе немецкое экономическое чудо. С другой стороны, люди спрашивают, как же из стабильной марки и нестабильных ранее других валют может родиться стабильная единица — евро? Ответ такой: проведение правильной политики, которая определяется уставами Европейского Центрального Банка (ЕЦБ). Главная цель — это ценовая стабильность, и никто не должен нарушать суверенитет ЕЦБ. Стабильность евро существенно зависит от денежной политики ЕЦБ, концепция которого в значительной степени создавалась по немецкому образцу. В формулировке ее уставов принял участие бывший президент Федерального банка Карл Отто Пель. Что касается обязательств по стабильности и гарантий независимости, основой устава ЕЦБ служит сложный народно-правовой договор, который имеет ранг конституции.
ПРИНЦИП ФИНАНСОВОЙ ЕВРОНЕЗАВИСИМОСТИ
Только ЕЦБ имеет право печатать и выпускать на рынок банкноты. Ни ЕЦБ, ни другие национальные центральные банки, ни члены этих институтов не имеют права принимать распоряжения от ЕС или определенного национального правительства. Внешне ЕЦБ напоминает федеративную немецкую модель, которая состоит из Федерального банка и земельных банков. С введением евро национальные валютные банки потеряют финансово-политическую самостоятельность; вместе с ЕЦБ, который начал работу в начале июля 1998 года во Франкфурте, они образовывают европейскую систему центральных банков. Совет ЕЦБ как наивысший финансово- политический орган в Европейском валютном союзе устанавливает процентные ставки и определяет денежное обеспечение. Совет ЕЦБ состоит из президентов национальных центральных банков, президента ЕЦБ, его заместителя и еще четырех членов правления.
Срок пребывания членов правления на должности — в соответствии со статьей 109а Маастрихтского договора — 8 лет. Повторное назначение недопустимо во избежание политических влияний. Статья 50 протоколов к Маастрихтскому договору указывает на то, что при первом назначении членов правления вице-президент может занимать должность 4 года, а следующие руководители будут выбираться на срок от 5 до 8 лет.
Первое правление Европейского Центрального Банка в составе шести человек было назначено на встрече в верхах стран — членов ЕС — в Брюсселе в начале мая 1998 года. Нидерландец Вим Дуйзенберг стал первым президентом, как это отмечено в Маастрихтском договоре — формально на 8 лет. Однако Дуйзенберг оставил вопрос открытым, останется ли он на этой должности полный срок. Он заявил, что, во всяком случае, будет занимать должность до момента издания новых купюр и монет, а произойти это должно между 1 января и 1 февраля 2002 года. Его преемником должен стать президент Центрального банка Франции Жан-Клод Трише.
Первым вице-президентом ЕЦБ и заместителем Дуйзенберга стал француз Кристиа Нойе. На должности членов правления назначены: Отмар Иссинг из Германии ( на восемь лет), Сиркка Гемелейнен из Финляндии (на пять лет), испанец Евгенио Домино Соланс (на шесть лет) и итальянец Томасо Падоа Шиоппа (на семь лет). Кроме этого, было согласовано, что при следующем назначении членами правления должны стать представители тех стран, которые не имели своего делегата в первом правлении ЕЦБ. Национальные президенты валютных банков в Европе назначаются на 5 лет, при этом допускается повторное назначение. Все члены Совета имеют равные права при голосовании, решения принимаются простым большинством голосов. Если голоса поделились поровну, решает голос президента.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМА ДЕНЕГ
В статье 105 Маастрихтского договора отмечено: „Основная цель ЕЦБ — обеспечить стабильность цен». Тем самым определена цель, но не пути ее достижения. Среди банкиров бытуют различные мнения о лучших способах сдерживания инфляции. Ориентируясь на рост денежного объема за прошлые годы, Федеральный банк Германии достиг значительных успехов в преодолении инфляции. Неудивительно, что Федеральный банк рекомендует ЕЦБ тоже ориентироваться на денежный объем. При этом Федеральный банк ссылается на эмпирические исследования, согласно которым на территории Европейского валютного союза денежный спрос будет оставаться достаточно стабильным. Правда, в отдельных странах существуют предостережения относительно такой стратегии. Отдельные банкиры отдают преимущество ориентации на инфляционную границу по британскому образцу. В таком случае ЕЦБ должен сообщить, какую степень роста цен можно допустить, и тогда ориентировать свой финансово-политический курс на ожидаемый рост цен.
Сначала ЕЦБ будет пользоваться подобной стратегией, как и немецкий Федеральный банк, дополняя ее элементами прямого регулирования инфляции. В связи с мощным толчком евро для европейских финансовых рынков — рост финансовых инноваций, изменение поведения вкладчиков — удавалось до сих пор устранять тесную взаимосвязь между развитием денежной массы и экономическим развитием. Но в будущем денежная политика ЕЦБ будет ориентироваться по примеру США на ряд экономических показателей.
Уже преодолен важный барьер — противоречивый вопрос о введении минимального резерва. В июле 1998 года Совет ЕЦБ решил ввести минимальный резерв с наложением процентов. В то же время Совет постановил, что национальные валютные банки должны передать ЕЦБ часть своих золотых и валютных резервов в размере почти 40 миллиардов евро. При этом 15% этой суммы, т.е. почти 6 миллиардов евро, в форме золота и валютных резервов было передано до 1 января 1999 года.
ДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕН
Общая европейская валюта постепенно становится серьезным конкурентом для американского доллара. Наряду с долларом евро станет ведущей валютой капиталовложений, трансакций и резервов во всем мире. Ведь эта денежная единица удовлетворяет всем необходимым предпосылкам. Сориентированная на стабильность, европейская денежная политика вызывает доверие к евро у международных вкладчиков. В то же время возникает эффективный рынок еврокапитала, которому — учитывая предложение товаров — не следует прятаться за американскими финансовыми рынками.
Страх перед „европейским инфляционным сообществом» удалось преодолеть благодаря финансово-политическому развитию прошлых лет. Не только в Германии или в Европе — во всем земном шаре признана высокая стоимость этой валюты. Поэтому можно говорить о том, что состоялась экономически- политическая смена парадигм. Итальянцы, испанцы и португальцы желают ввести у себя евро, поскольку они стремятся иметь стабильную валюту.
После того как Южная Европа с заискивающей послушностью включилась в процесс реформ, евро смог ускорить также структурные преобразования в Германии и Франции. Благодаря единой валюте обнаруживаются значительные структурные дефициты этих народных хозяйств. Постепенно, так сказать, через черный ход, евро выпустит рыночные силы, связанные с дерегулированием и необходимыми структурными реформами в странах, которые примут участие в валютном союзе. Евро положит начало соревнованию между странами, к которому примкнут правительства. Различной фискальной и структурной политике в различных странах будет противостоять единая европейская денежная политика, евро внесет прозрачность в общее валютное пространство. Это будет касаться цен, рынков труда, налогов, социальных вкладов.
Правда, долго лелеемые надежды на то, что с введением евро существенно снизится безработица, осуществятся только через определенное время. Для существенного роста занятости в европространстве нужен длительный период.