Простой пример. Автор предлагает счета основных экспортеров перевести во Внешторгбанк для улучшения контроля за движением средств. Но в Украине с 1994 г. действует очень строгий порядок контроля за переводом средств за рубеж и банки выполняют свои функции валютного контроля вполне добросовестно, ибо за ними учрежден не менее пристальный контроль Нацбанка и налоговых инспекций. Спрашивается, кто в таких условиях может переводить средства за границу? Лишь тот, кого не страшит такой контроль, кто по своему положению в руководстве выше контролеров. В частности, Е.Марчук в своих выступлениях говорит, что правоохранительные органы прекрасно знают основные каналы утечки, да вот перекрыть их не могут. Да и сообщения в прессе о деятельности «олигархов» подтверждают, что все делается, практически, в открытую.
Но что может в таком случае дать перевод средств в один банк? Известно, что от своего вора не помогут замки. Можно пройтись и по остальным мерам, предлагаемым автором. Все они могли бы быть полезными в той или иной обстановке, но не в нашей. Если у населения страны есть потребность в заменителе нацвалюты для выполнения функций средства платежа и средства накопления, то население будет искать этот заменитель и найдет его в конце концов. Жесткие меры в такой ситуации могут лишь сделать данный процесс менее цивилизованным, расширить «черный рынок». Пример — меры валютного регулирования в Украине конца 1998 — начала 1999 годов. Невозможность купить валюту для выполнения контрактов, доходы на разнице между официальным и фактическим курсами, расцвет черного рынка. И все миллиарды долларов, которые, по уверениям специалистов, имеются у граждан, шли через черный рынок, а не через банки, ибо курс там был не реальный, а продаж не было вовсе. Даже в Белоруси, с ее крутым правителем, черный рынок валюты процветает и курс на нем сильно отличается от официального. А положение доллара в нашей стране было ослаблено лишь в период 1996-го середины 1997 годов, когда курс был стабильным, хотя тогда валютное регулирование было предельно либеральным.
Организовать продажу гривни на международных биржах, как советует автор, — так это еще международные биржи должны захотеть. Кроме того, не ясно, где будут брать валюту импортеры.
Все эти конкретные меры можно обсуждать, когда ясны контуры экономической политики. Сегодня гривню ослабляют два основных фактора.
Во-первых, государство тратит из централизованных источников больше средств, чем имеет, что приводит как к необходимости необоснованной эмиссии, так и к замене гривни суррогатными средствами платежа.
Во-вторых, узость внутреннего рынка, выведение из него целых секторов национальной экономики, в которых для приобретения чего бы то ни было не нужна национальная валюта сама по себе, а важны внеэкономические моменты — власть, знакомства и пр. Ведь если бы за гривню можно было бы купить землю, предприятия, то и силу она имела бы несравнимо большую, обеспечена была бы реальными ценностями, а не инвалютой. Но землю и предприятия нельзя сегодня просто купить, как мясо на базаре, а можно получить над ними контроль, если найти выход на руководство или если ты сам руководство. И начинается скрытая и открытая борьба, кто будет контролировать тот или иной завод, нефтекомбинат, облэнерго и т.д. Национальные деньги тут играют вспомогательную роль, главную — расстановка сил в высшем руководстве. Вот эта близость к руководству и является главной конкуренткой гривни, доллар тут и рядом не стоял.
Меры нормализации социально-экономических процессов в стране хорошо известны. Бездефицитный бюджет, расширение рыночного сектора с уменьшением централизованно управляемого, сокращение налогов и упрощение процедуры его взимания, сокращение числа контролирующих органов и введение их правомочий в законные рамки, соблюдение законности в отношении гражданина без различия его близости к власти — все эти меры с первых шагов по их выполнению дадут эффект. А придумывать какие-то технические операции то в отношении сахарных, то топливных предприятий, то валютного регулирования можно, но надо помнить, что они не заменят нормальной общей экономической политики.