Этот безрадостный вывод сообщили в управлении маркетинга
и сбыта ОАО «Херсонские комбайны».
Маркетологи руководствуются не эмоциями. «Загрузив» всей
необходимой статистикой компьютеры, они получили таблицы и графики, от
которых в глазах потемнело!
Пока продолжался великий передел бывшего СССР, хозяйства
теряли все больше техники. Дошло до того, что каждый новый комбайн в селе
встречают так, как когда-то — первый трактор. И это не преувеличение, уверяют
специалисты, предлагая ознакомиться хотя бы с таблицей под номером 4. Так
вот. Потребность агропромышленного комплекса Украины в комбайнах составляет
105 тысяч штук, а есть менее половины от необходимого — 51 тысяча. В течение
последних десяти лет непомерные нагрузки на уборочный агрегат переполовинили
комбайновый парк. Горы металлолома, который звался когда-то «Нивами», «Донами»,
«Колосами» собрались в машинно-тракторных дворах колхозов. У фермеров Херсонщины
вообще еще «докомбайновая эра»: один комбайн на 100 хозяев. Естественно,
не «Джон Дир» и не «Славутич»...
В целом же по Украине на 1000 гектаров площадей, занятых
под зерновыми, приходится 2,83 комбайна. Сравните: это меньше, чем в России,
Великобритании, Франции, США и Германии соответственно в 2, 12, 14, 16
и 32 (!) раза!
Оказывается, непомерные нагрузки свалились на украинские
комбайны. Рекомендованная Академией аграрных наук Украины сезонная наработка
— 170 гектаров, а на самом деле она достигает до 250—300 га. Люди еще как-то
выдерживают, а вот металл разваливается: технические «летучки» не успевают
устранять в загонках поломки. Зерно, тем временем, «плывет». О неделе оптимальных
агротехнических сроков уже речи и не идет! Крестьянин «страдует» дольше,
чем до революции. Бывает, целый месяц. От осыпания на корню теряется до
30% выращенного хлеба. В абсолютных величинах это составляет около 10 миллионов
тонн зерна. Убытки (при рыночных ценах на зерно 200 гривен за тонну) составляют
2 миллиарда гривен. Выходов из этой ситуации два: не сеять или же обновлять
и расширять комбайновый парк.
В «Бизнес-анализе состояния и перспектив развития объемов
техники для сбора зерновых культур», разработанном все тем же управлением
маркетинга и сбыта ОАО «Херсонские комбайны», утверждается, что в связи
с массовым списанием комбайнов, которые отработали 1,5—2 амортизационных
срока (10 тысяч ежегодно), убытки будут расти в геометрической прогрессии.
Накануне жатвы из сборочного цеха комбайнового завода выехало
несколько новеньких «Славутичей». Комбайностроители считают, что эти машины
не посрамили чести фирмы. Хотя были и нарекания. Подвели смежники, от некоторых
из них пришлось даже отказаться.
Но критика со стороны наивысших должностных лиц была уничтожительной.
Неужели они надеялись, что рожденный в рекордно короткие сроки «Славутич»
будет не иметь «ни сучка, ни задоринки»? Ведь любая машина требует времени
для доводки и технического совершенствования. И херсонский комбайн не мог
стать исключением. Другое дело, что кому-то очень хотелось списать на «недоработки»
комбайностроителей отсутствие надлежащего финансирования.
Херсон