Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кредиторы спасают банкрота

Хозяйственному суду его судьба безразлична
22 апреля, 2004 - 00:00

Будущее крупнейшей украинской генерирующей энергокомпании — «Днепроэнерго» — снова под угрозой. Еще неделю назад, после того, как комитет кредиторов утвердил план санации предприятия, представленный арбитражным управляющим Ольгой Горбовой, казалось, что восстановление платежеспособности «Днепроэнерго» — пусть не мгновенная, но реальная перспектива. Однако буквально на следующий день Хозяйственный суд Запорожской области, отстранив Ольгу Горбову от исполнения обязанностей управляющего, эти надежды перечеркнул. Теперь наиболее реальной кажется перспектива ликвидации «Днепроэнерго» в течение ближайших двух месяцев. Кредиторы решением суда возмущены и собираются его опротестовывать, не дожидаясь ликвидации предприятия и окончательной потери своих надежд вернуть долги. Характерно, что судебный процесс, свидетелями которого стали кредиторы, интересен во многих отношениях. Начнем с того, что представителей прессы в зал заседаний не допустили, хотя никаких правовых оснований делать процесс закрытым у судьи не было. Вторым сюрпризом стало, говоря юридическим языком, отсутствие фиксации хода заседания. Иначе говоря, протокол суда попросту не велся.

Но это, как говорится, процессуальные «мелочи». Особенно в сравнении с тем, что кредиторы вообще сомневаются в легитимности этого судебного процесса. Ведь поводом для него стали письма Минтопэнерго и Кабмина, которые не являются участниками производства по делу о банкротстве «Днепроэнерго» и поэтому не могут инициировать какие бы то ни было судебные действия в отношении санации предприятия. К тому же, решение — неудовлетворительная оценка работы управляющего — выходит за рамки компетенции суда: ее может давать только комитет кредиторов. Один из юристов, присутствовавший при этом действе, в шутку пожалел, что в зал не пригласили комиссию, которая регистрирует рекорды для Книги Гиннесса — почетная запись о количестве нарушений в рамках одного судебного заседания была бы обеспечена!

Но главное, что интересы кредиторов судом фактически были проигнорированы. Необходимо напомнить, что долгов у «Днепроэнерго» около полутора миллиардов, и среди крупнейших его кредиторов — налоговые органы, Госкомрезерв, «Нефтегаз Украины», другие госпредприятия и организации. Процедура банкротства в отношении компании идет уже более двух лет. В конце прошлого года комитет кредиторов принял решение о санации, назначив арбитражным управляющим Ольгу Горбову. Интересно, что в ход были пущены инсинуации в ее адрес. Горбову упрекают в чрезмерной для такой масштабной работы молодости (якобы ей 28 лет) и неопытности. Однако сыну управляющей санацией 24 (!) года, а сама Ольга Горбова является членом Всеукраинской общественной организации «Союз кризис-менеджеров» Украины и имеет опыт реструктуризации крупнейших отечественных предприятий и управления корпоративными правами. За четыре месяца работы ее команды был разработан план восстановления платежеспособности компании, в реальности которого комитет кредиторов полностью убедился и утвердил его на заседании 14 апреля. Параллельно с разработкой плана управляющему удалось найти решение по возврату свыше 700 млн. грн., наладить систему стопроцентных расчетов по текущим поставкам угля, согласовать коллективный договор с работниками компании и многое другое. В общем, у кредиторов было достаточно оснований для надежд на восстановление платежеспособности компании. Однако решение суда их перечеркнуло. Как сказал представитель Госкомрезерва Иван Тесленко, «это приводит к тому, что долги государства становятся никому не нужны и не интересны».

И действительно, решение Запорожского хозсуда поставило возврат долгов госпредприятиям и бюджету под большой вопрос. Если через полгода после начала санации ее план не представлен комитету кредиторов, то, согласно закону, предприятие подлежит ликвидации. До конца этого срока у «Днепроэнерго» осталось всего два месяца. Хотя многие опасаются, что компания не проживет и этого срока. И в этом, опять же, есть если не прямая, то косвенная вина хозяйственной Фемиды.

Судите сами: после решения суда обеспокоенные неопределенносью ситуации поставщики «Днепроэнерго», прежде всего, угольщики потребовали стопроцентную предоплату. По мнению одного из сотрудников «Днепроэнерго», с которым «Дню» удалось побеседовать по телефону, такая ситуация угрожает стабильности работы трех входящих в компанию тепловых станций. «Горбова как управляющий, — считает специалист, не пожелавший, чтобы его фамилия фигурировала в прессе, — наладила систему расчетов с поставщиками топлива. Мы вышли на стопроцентные расчеты по текущим поставкам. В глазах поставщиков именно Горбова была гарантией расчетов за поставленный уголь. После решения суда поставщики считают, что гарантий у них нет. Для нас это угроза возврата к состоянию, которое было до санации: перебои в поставках угля, «рваный» режим работы. Если положение не изменится, наши станции начнет «лихорадить» уже через две-три недели.

Что будет означать эта «лихорадка» для отечественной энергетики — предположить не сложно. Особенно если учесть, что в постоянном режиме выработку электроэнергии в Украине обеспечивают именно тепловые станции. Атомные и ГЭС «подключаются» только на пиках потребления. Основу стабильности энергосистемы в силу особенностей технологии составляет именно теплогенерация. Зная об этом, говорить о последствиях ликвидации компании и распродажи ее имущества и вовсе страшно. Но, похоже, именно такая перспектива ждет «Днепроэнерго» и украинскую энергосистему, если решение Запорожского хозсуда останется в силе. Кредиторы уже начали в судебном порядке борьбу за выживание предприятия. Они надеются, что им хватит времени для того, чтобы в сакраментальной фразе «санация невозможна ликвидация» поставить запятую в правильном месте.

Сергей ЯКОВЛЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ