Отечественному виноделию ищут стимулы для его более активного развития. Для этих целей участники рынка уже разработали проект стратегии развития виноделия на 2010—2020 годы. Авторы документа ожидают, что реализация заложенных в стратегии шагов позволит увеличить потребление внутри страны и поможет нарастить экспорт отечественного вина.
По мнению председателя наблюдательного совета «Первого национального винодельческого холдинга» Валерия Шамотия, украинский винный рынок находится в стадии возрождения. Сейчас, по его словам, годичное потребление украинцами вина составляет около семи литров в год на человека. По оценке Международного бюро вина и коньяка, на конец года эта цифра может составить около 7,4 литра. «Во Франции же потребляется около 50 литров вина на душу населения. В Италии — около 40 литров. В остальных европейских странах в среднем — около 20 литров... Мы берем за основу такие показатели и думаем, что сможем обеспечить рост потребления (до 2020 года. — Авт.) до 20 литров», — рассказывает о перспективах отрасли на ближайшие 10 лет Шамотий.
Однако стратегически важным для украинских виноделов является не только внутренний рынок. По словам генерального директор ассоциации «Национальное бюро винограда и вина» Владимира Демчака, Украина должна развивать свой экспортный потенциал. «За девять месяцев 2010 года экспортировано 5 миллионов 317 дал вина, но бутилированого — только 311 тысяч. Это означает, что больше 5 миллионов дал — виноматериалы», — говорит он. Из этого следует, говорит Демчак, что в ближайшем будущем отрасль должна увеличивать поставки, за рубеж, делая особый акцент на вино в бутылках. В проекте стратегии указано, что за 10 лет доля экспорта должна вырасти с нынешних 3—5% до 15% произведенной продукции.
«Главный наш интерес — на Востоке. Но мы не исключаем интересов во всем мире», — детализирует экспортные направления украинских виноделов генеральный директор ассоциации «Национальное бюро винограда и вина». При этом, по мнению Демчака, ставя перед собой такие планы, необходимо параллельно совершить революцию в качестве отечественного вина. «Наше задание — возобновить виноградники, сформировать новое поколение экспертов, которые обеспечат принципиально новое качество продукта», — подытоживает он.
Достичь высокого качества частично может помочь создание инспекции по качеству производимого вина, говорит совладелец ОАО «Князя Трубецкого» Алексей Дяков. Именно подобные организации (государственные или созданные на средства производителей) во многих странах мира и следят за этим.
Кроме того, важно также решить еще несколько проблем, чтобы улучшить качество отечественного винного продукта, говорят виноделы.
Во-первых, необходимо обеспечить отрасль качественным украинским сырьем, дефицит которого в дальнейшем будет возрастать из-за нехватки засаженных виноградом площадей. По оценкам Шамотия, на сегодняшний день площади под виноградники достигают около 80 тысяч га. А чтобы достичь показателей, заложенных в стратегии, необходимо увеличить эту цифру до 200 тысяч га. По его словам, в 2010 году площади под виноградниками были расширены в лучшем случае на 5 тысяч га, при необходимом расширении в этом году на 16 тысяч га. Пока нужные площади насадят, было бы неплохо установить льготный режим (нулевой тариф) импорта виноматериалов с квотированием объемов, предлагают производители. Кроме того, они предлагают государству рассмотреть вопрос повышения сбора на виноградарство, садоводство, хмелеводство с 1% до 1,5%. Это помогло бы ускорить процесс восстановления виноградников.
Во-вторых, надо урегулировать вопрос с арендой земли. Большинство винодельческих компаний сегодня садят виноградники на арендованной земле. Однако они не могут быть уверенны на 100%, что арендодатель не захочет забрать свой надел раньше строка, дополняет коллег генеральный директор УАК «Олимп» Юлия Самойлова.
Среди других мер поддержки отрасли предлагается снятие запрета на рекламу вин среди алкогольных товаров; введение запрета на использование материалов не виноградного происхождения при ферментации, выдержке и хранении вин, в частности, свекловичного сахара, зернового спирта ректификата, искусственных усилителей аромата и вкуса.
Все эти меры в результате должны помочь окрепнуть отечественным производителям, а также повысить их стойкость в конкурентной борьбе с импортным. И последний момент особенно важен поскольку, по оценкам Шамотия, нынешняя динамика импорта минимум в два раза превышает динамику роста внутреннего производства. «Это звучит угрожающе», — говорит Шамотий. Учитывая же, что с 1 января 2011 года пошлина на импортные вина в размере 30 евроцентов за литр вина исчезнет с украинской границы, можно только предугадывать насколько увеличится эта динамика, детализирует он.
Однако жизнеспособность всех винодельческих планов во многом зависит еще от одного важного фактора, о котором сами производители предпочитают скромно умалчивать. Дело в том, что большие продажи, как внутри, так и за пределами страны, зависят от узнаваемости продукта. Интерес к винным продуктам из Украины уже традиционно закреплен. Но сейчас между Украиной и ЕС идет диалог о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), в котором затрагивается вопрос запрета использования отечественными производителями некоторых географических названий при наименований «крепкой» продукции.
В прошлую пятницу завершился очередной раунд переговоров относительно создания ЗВТ. «Мы получили предложение о переходном периоде на 5—10 лет (для украинских винопроизводителей с целью решения проблемы географических названий. —Авт.). Мы на это посмотрим сквозь призму того, что за географические названия нам нужен доступ на рынок. В этом свете мы будем делать встречные предложения с учетом интересов наших производителей», — цитирует «Интерфакс-Украина» заявление заместителя министра экономики Украины Валерия Пятницкого. Он также пояснил, что за этот переходный период украинские производители должны провести ребрендинг производимой продукции за свой счет без гарантии попасть на европейский рынок. «Европейская сторона исходит из того, что мы обязаны защитить географические названия... Это не ставится под сомнение и нам представляется переходный период. Но все имеет свою цену», — резюмировал он. По этому, по мнению Пятницкого, в предстоящем соглашении должен быть зафиксирован механизм, «каким образом эти компании получат ресурсы для ребрендинга», в частности, в виде технической помощи и других возможностей. Кроме того он отметил, что после переходного периода продукция из таких стран как России, Армения, которая также вступает в конфликт с географическими названиями ЕС, также потеряет доступ к украинскому рынку. В связи с этим, Пятницкий не исключил, что ответные меры будут предприняты в отношении украинских товаров этими партнерами.
Отечественные же виноделы готовы идти на компромисс, но со своими условиями. Как пояснил «Дню» Шамотий, существует два варианта. Первый — виноделы хотят сохранить названия для некоторых продуктов («Коньяк Украины», «Шампанское Украины», кагор, портвейн, мадера, херес) при продаже их на внутреннем рынке и на постсоветском пространстве. И другой — переходные периоды, но с финансовой компенсацией от ЕС для отечественных производителей, которая поможет вывести на рынок новые брэнды взамен утраченных, говорит председатель наблюдательного совета «Первого национального винодельческого холдинга». Например, для ребрендинга коньяка производители просят около 100 миллионов евро — по 10 миллионов на протяжении 10 лет, говорит Шамотий. «Это та цифра, которая позволить за этот период создать новое название напитка, которое будет таким же сильным, эффективным, успешным и доходным, как «Украинский коньяк», — заявил он, отвечая на вопрос корреспондента издания.