С первого января стихийные рынки в столице должны в очередной раз прекратить свое существование — Госгорадминистрация приняла соответствующее постановление, запрещающее несанкционированную торговлю в любых формах. Вопрос лишь в том, удастся ли его выполнить. «Слухи» о смерти в данном случае пока что сильно преувеличены и никаких особых перемен не наблюдается. Кто ответственен за решение этой проблемы в столице? Выясняя этот вопрос, «День» установил, что лицензий или разрешений на уличную торговлю в Киеве не выдавали уже достаточно давно. «Примерно лет восемь-девять прошло с тех пор, как отменили разрешения на уличную торговлю, — сказала «Дню» начальник Управления торговли райгосадминистрации Оболонского района столицы Татьяна Ярова. — Оставили только разрешения на торговлю овощами с условием аренды земельного участка, на котором располагается палатка или киоск». Кстати, условие, согласно которому желающий заниматься торговлей должен стать еще и временным владельцем занимаемой земли, делает невозможной работу ларьков в метро и на тротуарах вдоль дорог — не существует норм, позволяющих арендовать эти стратегические территории. Тем не менее это никому не мешает, и торговые точки в таких местах и дальше процветают. Куда смотрят власти?
«Мы ничего не можем сделать самостоятельно, — заявляем Татьяна Ярова. — Мы, конечно, проводим рейды, но без работников милиции можем только чуть попортить нервы торговцам, не причинив никому существенного вреда. Согласно закону, это парафия органов внутренних дел».
«Наши сотрудники могут только оштрафовать уличных торговцев, не имеющих разрешительных документов, или задержать их и привести в суд, который назначит им меру наказания, и это тоже скорее всего будет штраф, — сказала «Дню» старший инспектор Дарницкого управления МВД по работе с населением и общественными объединениями Елена Костенко. — После этого они могут вернуться на свои места».
Постоянно контролировать места стихийной торговли и следить, чтобы нарушители туда не возвращались, ни один участковый не сможет, да и вряд ли захочет. Для этого у них есть «весомые» основания. Многие торговцы признаются, что «договариваются» с участковыми и выплачивают им определенные суммы. Иногда цена гарантии неприкосновенности опускается до уровня бутылки водки... Правда, одна из женщин, торгующих на остановке автобуса жвачками и сигаретами, поведала, что ее «оброк» местному участковому составляет примерно 45—50 гривен. Но такая «лицензия» не имеет срока действия: в один прекрасный момент «правоохранитель» вспоминает о своих обязанностях и начинает очередной рейд.
Ответственность за ликвидацию уличной торговли возлагается еще и на подразделения по охране общественного порядка, действующие в составе райотделов внутренних дел. Но им, как говорится, не до этого. Может быть, стоит учредить в составе милиции специальный орган? Но стражи порядка признаются: не факт, что это поможет.
По словам Е.Костенко, сотрудники милиции сообщают в районные администрации о наложенных штрафах и выявленных правонарушителях, предлагая чиновникам также подключиться к этой теме, однако те не спешат. Незаконные ларьки не закрываются, а торговцы возвращаются на свои места, как только минует «буря».
Словом, коалиция в составе милиции, суда и райадминистраций решить эту проблему явно не способна. Что касается налоговой службы, ей к уличным торговцам не подкопаться: по информации «Дня», примерно 90% из них являются исправными плательщиками единого налога и не вызывают со стороны налоговой никаких нареканий.
Конец у этой ниточки найти сложно. Но, может быть, искать ее нужно не с помощью силовых структур, а путем работы с торговцами и превращения стихийных рынков в цивилизованные? В пользу этого мнения может сработать простой аргумент: на них ведь не только постоянные продавцы, но и постоянные покупатели, которым по многим причинам удобно пользоваться такими услугами.