Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто получит контроль над энергорынком?

Эксперты: «Платить в фонд для компенсации разницы в тарифах должны все энергогенерирующие компании, а не только две государственные»
18 сентября, 2013 - 10:58

Секретариат Энергетического содружества призывает украинский парламент принять без         промедления законопроект №10571 «О принципах функционирования рынка электрической энергии Украины». Письмо с таким призывом еще 30 августа 2013 года отослали на имя главы Энергетической комиссии в украинском парламенте. Напомним, что этот законопроект зарегистрирован в парламенте 6 июня 2012 года. Главная его задача — либерализация оптового рынка электроэнергии, создание конкурентной среды на энергорынке, что является одним из обязательств Украины в рамках Энергетического содружества. Впрочем, несмотря на одобрение международным сообществом, у украинских аналитиков к этому документу остались вопросы, прозвучавшие в рамках круглого стола «Рынок электроэнергии — в нескольких шагах до начала реформы», организованного Американской торговой палатой в Украине. Ко второму чтению нардепам уже подали около 400 поправок.

Больше всего восклицательных и вопросительных знаков вызывает пункт о деятельности так называемого Фонда урегулирования финансового дисбаланса на энергорынке. Его назначение — накопление средств (компенсационных платежей) с целью последующего перечисления компенсационных платежей субъектам рынка электроэнергии, которые производят электроэнергию на теплоэлектроцентралях или с использованием возобновляемых (альтернативных) источников энергии по «зеленому» тарифу, а также — поставщикам электроэнергии в части поставки электроэнергии потребителям, тарифы на электроэнергию для которых подлежат государственному регулированию. А все дискуссии вращаются вокруг того, что такой механизм якобы призван содействовать созданию конкурентной среды на рынке электроэнергии, укреплению рыночных принципов ценообразования на нее путем обеспечения формирования платежей для компенсации разницы между стоимостью электроэнергии». Но весь фокус в том, что платить в этот фонд в переходный период (с 2017 по 2030 год) должны, по замыслу разработчиков, не все участники энергетического рынка, производящие энергию, а только две компании     — «Энергоатом» и «Укргидроэнерго». Логический вопрос — почему только эти компании будут финансовыми донорами этого фонда?

Интересует данный вопрос и вице-президента «Энергоатома» Айдина Айсина. «Если брать цену на электроэнергию на наших тепловых электростанциях, то мы сегодня вне конкуренции. Когда начнет работать этот закон, к нашей цене добавятся еще две такие же. То есть субсидии вдвое превышают нашу товарную продукцию, и наша цена вырастет в три раза и даже больше, поэтому мы станем неконкурентными», — прогнозирует развитие событий представитель компании, которая сегодня производит электроэнергию в Украине.

Президент Энергетической ассоциации Украины Василий Котко считает, что такой фонд нужен. Но платить взносы в него должны все игроки энергорынка, а переходный период нужно уменьшить.

По мнению директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко механизм наполнения фонда в законопроекте выглядит очень не рыночным. «Честно говоря, я не совсем понимаю, кто с кем будет конкурировать на энергетическом рынке Украины. Мы знаем, что сегодня более 85% электроэнергии производится двумя компаниями         — «Энергоатомом» и ДТЭК. Поскольку для «Энергоатома» создаются данным законом особые условия, то фактически он выйдет из системы конкуренции. То же самое касается и возобновляемой энергетики. Остается компания ДТЭК. Если мы хотим создать настоящий либеральный рынок, нужно чтобы на нем было много разных игроков, и конкурентных. А сейчас мы видим, что остается несколько игроков, и ДТЭК в конечном итоге будет конкурировать сама с собой. Приведет это к реформированию рынка или к какому-то развитию инвестиционного процесса, честно говоря, не понимаю», — говорит он.

«День» поинтересовался мнением депутатов и разработчика законопроекта, как именно и почему попали в доноры фонда только эти две компании. И не ставит ли такой подход крест на конкуренции вместо ее углубления.

Глава подкомитета по вопросам электроэнергии комитета парламента по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Андрей Павленко считает, что переходный период для действия фонда действительно нужно уменьшить до 2—7 лет, а все компании на энергорынке должны давать в этот фонд (в зависимости от своей доли на рынке) средства. «Частные компании также должны платить свою часть в этот фонд. «У кого-то она должна быть больше, а у кого-то — меньше. Но она должна быть у всех», — говорит он.

Фонд основан, чтобы создать подушку для плавного перехода к рыночным ценам и не применять для населения шоковую терапию и выполнить ряд госгарантий перед коммунальной энергетикой», — рассказывает народный депутат шестого созыва, один из инициаторов законопроекта Игорь Глущенко. По его словам, именно эти две компании выбрали потому, что с них будут сниматься сверхдоходы и будут передаваться государству на вышеупомянутые цели. Но здесь возникает вопрос, а сверхдоходов у других энергогенерирующих компаний на рынке нет? И кто это проверял? Впрочем, нардеп настаивает, что такой подход позаимствовали из мировой практики. Например, во Франции, говорит он, действует «атомный» налог, которым облагается каждый ТВЭЛ.

Зато эксперт в области энергетики, бывший Посол по особым поручениям в вопросах энергетической безопасности МИД Украины Вячеслав Княжницкий считает, что реформирование энергорынка начинают не с того конца. «Почему мы не говорим о том, что Украина не выполняет обязательства в рамках Энергетического содружества и не представляет план действий по социальному меморандуму касательно субсидирования бедных слоев населения. Вот с чего следует начинать», — подводит он итог.

КОММЕНТАРИЙ

Дирк БУШЛЕ, заместитель директора секретариата Энергетического содружества:

— Энергетическое содружество поддерживает разработанный ко второму чтению законопроект «О принципах функционирования рынка электроэнергии Украины». Мы видим много ключевых преимуществ в настоящем документе, как то открытие оптового рынка (чего не было прежде), создание биржи электроэнергии. Для Энергетического содружества важным сектором является и баланс энергоресурсов, наличие резервных мощностей и использование их при необходимости через механизм интерконнекторов. Мы рады, что кросс-граничный рынок также важен и для Украины. Ведь он позволит диверсифицировать поставки электроэнергии через трансграничные рынки и улучшить энергетическую безопасность в середине Украины. В общем, эта трансформация направлена на то, чтобы дойти до каждого покупателя и в целом улучшить энергорынок страны и работу игроков на нем, поскольку они будут вынуждены улучшить качество услуг и уменьшить расходы вместо того, чтобы увеличивать операционные расходы.

Фокус законопроекта направлен на развитие оптового рынка электроэнергии. Открытие же оптового рынка в ближайшей перспективе — это важный шаг. На втором этапе должно состояться открытие розничного рынка. Тем более что это требование времени: в 2015 году каждый потребитель должен иметь право выбирать своих поставщиков энергоресурсов. А на практике облэнерго все еще предлагают домохозяйствам низкие цены на своих территориях.

Также очень важный элемент законопроекта — создание Фонда дисбаланса, чтобы из аккумулированных им средств субсидировать разницу между реальной рыночной стоимостью электроэнергии и той, по которой она отпускается домохозяйствам, и на потребности альтернативной энергетики. Такая модель должна работать до 2030 года, когда должна исчезнуть нынешняя модель субсидизации населения. Субсидизация — это дисбаланс и искривление ситуации в отрасли, и нужно знать, насколько государство может себе ее позволить. Это не значит, что нужно поднимать цены для небогатых домохозяйств. Но все потребители должны понимать, что стоимость электроэнергии должна отображать реальные потери, так как в ином случае в определенный момент вся система окажется в опасности.

В целом же Энергетическое содружество поддерживает этот законопроект, потому что последний его вариант учитывает основные наши замечания. Хочу также сказать, что мы видим реформы энергетического сектора, но в общем энергетическом секторе очень много открытых строительных площадок. И было бы хорошо, чтобы хоть одну из них завершили.

Разработка европейского законопроекта «О принципах функционирования рынка электроэнергии Украины» — это квантовый прыжок для Украины. Особенно, если учесть ту систему, которая существует сегодня. Мы видим, что Украина работает в плане приближения к европейскому энергетическому законодательству, и обсуждения подписания соглашения об ассоциации только улучшит энергетические отношения с Энергетическим содружеством. Но это только первый важный шаг. Его следует предпринимать очень быстро, и после этого предпринимать и другие (не только подзаконные акты) шаги и принять Третий энергопакет, то есть разъединить компании, которые добывают, поставляют и транспортируют газ.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ