Всходы озимых зерновых культур в Украине на 7,15 миллиона гектаров (91,5% площадей), по данным Минагропрома, находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии. И все же на 670 тысяч гектаров они слабые, изреженные, и вряд ли селянин сможет вернуть с полученного на таких полях урожая взятые осенью кредиты. Кто же в таком случае может придти на помощь аграриям? Сегодня ответ на этот вопрос есть. В Украине уже получила определенное развитие система аграрного страхования. У его истоков в последние пять лет, прошедших с момента зарождения в нашей стране этого рынка, стоял проект Международной финансовой корпорации (IFC, группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине».
Как рассказывает заместитель руководителя этого проекта Ирина Головко, сегодня в агростраховании принимают участие 14 компаний. Она обращает внимание на результаты их работы за последние восемь лет — четыре года без помощи государства и четыре года с государственными субсидиями на страхование аграрных рисков. В последние годы, особенно 2010, 2011 и 2012 годы, по мнению специалиста, очевидна тенденция к росту рынка и стабильности. В этот период, констатирует Головко, договоров на страхование заключено меньше, и это говорит о том, что качество страхования улучшилось. «Оно стало более дорогим (мы не всегда понимаем, что дорого — это хорошо, а дешево — это плохо)», — отмечает эксперт и напоминает, что дешевое страхование в первые годы работы рынка нередко приводило к проблемам. Положительную тенденцию на рынке Головко объясняет также и тем, что работает государственная программа по форвардным контрактам.
«Украина — очень важная для нас страна, — отмечает руководитель программы развития страхования Гарри Роше. — Она имеет большой потенциал для того, чтобы заложенная нами система самостоятельно развивалась». По его словам, украинские сельхозпроизводители уже по достоинству оценили страховые продукты, разрабатываемые страховыми компаниями в партнерстве с правительством. В то же время один из отцов аграрного страхования в Украине подчеркивает необходимость эффективного и прозрачного управления этой системой.
Роше настаивает на том, что ключевым вопросом развития агрострахования в Украине является укрепление взаимного доверия на рынке. Возглавляемый им проект уже несколько лет собирает и анализирует данные об агростраховании в Украине и публикует соответствующие исследования. Нынешнее — последнее, поскольку вступил в силу закон о рынке аграрного страхования, и теперь анализом этого рынка будет заниматься правительство и, в частности, Минагрополитики, обладающее теперь таким инструментом регулирования рынка, как лицензирование. Эксперт также с одобрением отзывается о первых шагах страхового пула, обслуживающего сельхозпроизводителей на основе государственно-частного партнерства.
Генеральный директор объединения страховиков «Аграрный страховой пул» — Виталий Самарский — самокритично заявил: «Нельзя быть довольными результатами агрострахования по итогам 2012 года, но одна из основных задач, которые ставили страховые компании, образовавшие пул, — это, собственно, его создание и начало работы». Гендиректор напоминает, что в декабре 2012 года новосозданный пул имел возможность работать всего три дня и все же выполнил программу- минимум. «Теперь, — продолжает он, — нужно стремиться выполнить программу-максимум».
По словам Самарского, сегодня в пул входят всего четыре компании (каждой из них необходимо иметь лицензию). Еще три украинских компании получили лицензии на страховую деятельность в аграрном секторе, но пока в пул не подавали заявлений, и Самарский, словно бы приглашая их к этому, рассказывает о лояльных к новичкам правилам вступления и прогнозирует, что все обладатели лицензий будут приняты. Пул уже разработал стратегическую программу на 2013 год, которая будет осуществляться совместно с Минагропродом, Нацфинуслуг и IFC по созданию новых страховых продуктов. В ней также намечено внедрять независимую систему андерайтинга, стандартных правил осмотра посевов, обучать специалистов страховых компаний.
«На рынке обычно встречаются те, кто продает товар, и те, кто его покупает, — напоминает директор Департамента Минагропрода Баграт Ахиджанов, — если их интересы совпадают, обычно происходит сделка». Но в первые годы работы рынка еще не было статистики по таким договорам и было очень трудно определять тарифные ставки страховых премий. Компании формировали их, исходя из собственного опыта, а сельхозпроизводители решали, подходит ли им такой тариф. Благодаря закону о рынке агрострахования, как отмечает директор департамента, появилась возможность определить величину рисков, и тогда взгляды продавцов и покупателей страховых услуг на тарифы начали сближаться.
Ахиджанов также говорит об ошибках, допускавшихся при формировании рынка. Так, в программе субсидирования агрострахования государством из-за сложности процедуры участвовали лишь три области. Застрахованные площади составили, по его словам, всего 3,5 тысячи гектаров. А страховые платежи — лишь 173,6 тысячи гривен. Он ставит вопрос: смогли ли аграрии в полной мере воспользоваться государственной поддержкой при страховании? И отвечает: конечно, нет. Государственные субсидии, полученные в целях удешевления страхования, исчисляются суммой в 86,7 тысячи гривен.
В то же время Ахиджанов отмечает, что вместо одного действовавшего в прошлом году страхового продукта, защищавшего производителя от неудач при зимовке посевов, в этом году будет введено, как минимум, четыре. Они будут защищать не только собственников посевов пшеницы и рапса, но и сахарной свеклы, сои и кукурузы. «Теперь мы нашли ту золотую середину, которая полностью возмещает затраты аграриев в случае гибели посевов зерновых и масличных культур, а с другой стороны, позволяет соответствующим компаниям заниматься страхованием», — констатирует представитель министерства.
Тем не менее, в бюджете 2013 года деньги на субсидирование государством агрострахования, как признал Ахиджанов, не предусмотрены. Правда, есть программа государственной поддержки агрокомплекса, а в ней — соответствующий раздел. Но объем субсидирования пока не определен. Зато есть программа подготовки так называемых аварийных комиссаров, которые призваны определять суммы возмещения потерь из-за неблагоприятных климатических условий. Будет ли в этом году для них работа? Похоже, государство, руководствуясь данными о хорошем состоянии посевов, надеется сэкономить на субсидировании агрострахования.