На следующей пленарной неделе (будет продолжаться с 22 по 25 мая) Верховная Рада Украины может принять Трудовой кодекс. Общественность уже приготовилась дать громкое сопровождение голосованию. 21 мая (утром этого дня, собственно, будет заседать согласительный совет парламентских фракций, который определит, выносить документ на голосование на пленарную неделю 22-25 мая или нет), семь общественных объединений (Конфередерация свободных профсоюзов Украины, Независимый профсоюз «Защита труда», Национальный форум профсоюзов Украины, Федерация профсоюзов работников малого и среднего бизнеса, объединение «Борьба», Гражданское движение «Відсіч» и социалистическое объединение «Левая оппозиция») обещают по-своему убедить депутатов «не делать глупостей». В частности, в столице они запланировали показать парламентариям уличный театр — в 9:30 утра активисты соберутся на Майдане независимости, а затем отправятся процессией под стены ВРУ. Кроме того, аналогичные «перфоменсы» активисты собираются провести и в регионах (во время подготовки материала к печати было известно, что акции протеста против принятия ТКУ пройдут в Симферополе, Севастополе, Ужгороде, Ровно, Луганске, Кировограде, Харькове, Одессе и Львове).
Активисты собираются вывести на протест как можно больше людей. Потому что, как отмечают они, из достоверных источников стало известно, что вероятность принятия Трудового кодекса на этом пленарной неделе, чуть ли не впервые за десять лет (именно столько длится работа над проектом ТКУ. — Ред.), очень высока.
Как известно, сегодня украинцы «трудятся» по старому законодательству. Права и обязанности работающих в независимой Украине определяет Кодекс законов о труде, который принимался еще в 1971 году. И хотя в течение своей «жизни» он неоднократно проходил процедуру «апгрейда» (от чего, кстати, стал неподъемным огромным массивом сшитков из дополнений), год его рождения, да и не только, значительно портит отечественному трудовому праву репутацию на международной арене. Особенно с учетом того, что европейские страны омолаживали свое трудовое законодательство новыми кодексами чуть ли не каждые 5—10 лет. В условиях, в которых сегодня развивается современный мир, и, в частности, рынок труда, такой короткий отрезок времени полностью оправдан.
Тогда почему же Трудовой кодекс, над которым законодатели работали более 10 лет, активная общественность не хочет принять? За такой промежуток времени его положения должны были бы быть как можно лучше выписаны и продуманны.
Во-первых, большая половина «протестующих» (независимые профсоюзы, в частности) обеспокоены своей дальнейшей судьбой. В частности статья 328 проекта Трудового кодекса, как подчеркивают в своем Анализе ТКУ специалисты Конфедерации независимых профсоюзов Украины, предусматривает разделение украинских профсоюзы на две, по их мнению, неравноправные категории: «репрезентативные» и «нерепрезентативные». Согласно статье 328 «репрезентативными» считаются лишь те профсоюзы, которые охватывают не менее 3% работников определенной отрасли (кстати, в законодательстве Украины понятие «отрасль» не имеет четкого определения), 2% работников, занятых в соответствующей административно-территориальной единице. А в соответствии с проектом Трудового кодекса Украины, определять репрезентативность профсоюзных организаций будет Национальная служба посредничества и примирения, которая является государственным органом при Президенте Украины. В Конфедерации отмечают, что предложенным в проекте ТКУ критериям было бы сложно соответствовать даже действующим профсоюзам ЕС и США. Большинство таких профсоюзов были бы признаны, в соответствии с украинским трудовым законодательством, «нерепрезентативными». А «нерепрезентативные» профсоюзы не будут допущены к участию в подписании коллективных соглашений и договоров, будут отстранены от управления фондами общеобязательного социального страхования и других трехсторонних органов социального диалога.
Впрочем, как отмечают активисты, выйти 21 мая на уличный протест против принятия ТКУ в той редакции, в которой он сегодня имеется в парламенте, нужно и тем, кого не очень-то интересует судьба профсоюзов в Украине. Ведь новый ТКУ явно содержит ряд перегибов в пользу работодателя. В частности, статья 143 последней редакции проекта Трудового кодекса дает возможность устанавливать фактически неограниченную продолжительность рабочего дня и недели. В ней предусмотрено увеличить рабочую неделю с 40 до 48 часов. Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность установления большей продолжительности работы в течение недели, если работник пребывает в состоянии «ожидания работы» или имеет возможность отдыхать в течение рабочего дня. Таким образом, эта статья напрямую нарушает Конвенцию № 47 МОТ «О сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю», которая, кстати, ратифицирована Украиной.
Не менее интересна для тех, кто сегодня ищет работу, «новинка», которую содержит статья 48 проекта ТКУ. В частности, там предусмотрено продлить испытательный срок для работника с трех до шести месяцев. Здесь стоит вспомнить неодиночные случаи, особенно в банковской сфере (преимущественно кассиры банковских отделений. — Ред.), когда людей, отработавших три месяца, увольняют как не прошедших испытательный срок. При этом им совершенно законно (!) не оплачивают отработанное время. А на их место берут новых людей, которых, очевидно, ждет такая же участь. Статьей 49 проекта Трудового кодекса Украины работодателю предоставляется неограниченное право на увольнение работника во время его испытательного срока. Результаты испытания определяет работодатель. Он в любое время имеет право уволить работника, не выплатив ему выходное пособие. (Вышеупомянутые статьи нарушают Конвенцию №158 МОТ «О прекращении трудовых отношений по инициативе предприятия», которая, кстати, тоже ратифицирована Украиной).
«Креативно» проект ТКУ предлагает решать вопрос дисциплинарной ответственности работника перед работодателем. Согласно статьям 403, 404 и 408, размер прямого действительного материального ущерба, нанесенного работодателю действиями работника, как и само наличие его вины в причинении вреда, в одностороннем порядке определяется работодателем. При этом положение относительно обязательного проведения служебного расследования с возможностью участия представителя профсоюза для установления вины работника не предусмотрено.
Многие из вышеупомянутых положений еще не принятого Трудового кодекса, как отмечают активисты, уже действуют на практике. Руководствуясь низким уровнем правовой осведомленности наших граждан, как свидетельствуют специалисты Конфедерации, работодатели уже применяют нормы относительно увеличения продолжительности рабочего дня и недели без согласования с профсоюзами. Так, по словам председателя Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаила Волынца, в Запорожье отдельные работодатели уже ссылаются на новый Трудовой кодекс, и работники им верят.
Волынец убежден, что первой причиной, которая должна побудить украинцев объявить бойкот принятию ТКУ, является тот факт, что его проект принимался кулуарно, его не давали на рассмотрение представителям независимых профсоюзов. «И это и не удивительно, — подчеркивает он, — ведь власть пытается принять законы, которые фактически притесняют права наемных работников и профсоюзов. Почему так? Потому что сытый голодного не поймет».
По его мнению, сегодня в Украине далеко несвоевременно проводить трудовую реформу. «Хочу отметить, что во времена кризиса нельзя изменять трудовое законодательство: оно будет хуже, с учетом тех обстоятельств, которые сложились», — отмечает он. Так, по его словам, сегодня легко можно спекулировать на теме тяжелой ситуации на предприятиях, убеждая людей, что нужно затянуть пояса и еще немножко потерпеть. Главное — не говорить, как долго нужно терпеть и сколько еще раз придется затягивать пояса. По мнению Волынца, одной из причин кризиса, который сегодня переживают украинские предприятия, является низкий уровень покупательной способности внутреннего спроса, который прямо коррелирует с размером заработной платы граждан. «Если на Западе часть заработной платы в объеме выработанной продукции составляет 40—85%, то в Украине — 14—17%. Например, в металлургическом комплексе этот показатель — от 2 до 7%», — возмущается Волынец. И, если ВРУ проголосует проект ТКУ, в той редакции, в которой он подан на рассмотрение, то, убежден нардеп, ситуация лишь ухудшится. Ведь, по его мнению, абсолютно очевидно, что в тексте новой трудовой библии для украинцев есть крен в сторону работодателя.
Принятый ТКУ, прогнозирует Волынец, приведет к росту безработицы, усилению эксплуатации. А это потянет за собой ухудшение криминальной ситуации, ведь рост безработицы на 15% приводит к увеличению преступлений на 3%. С обострением социально-трудовых отношений усилится напряжение в обществе. По его словам, уже завтра-послезавтра в стране могут возникать неуправляемые протесты. «Обычно профсоюзы организовывают забастовки в защиту прав трудящихся и, соответственно, проходят процедуру трудового спора, несут ответственность, — рассказывает Волынец. — Но в нынешних условиях, доведенные до отчаяния люди будут вынуждены прибегать к крайним мерам и избирать революционный путь».
Зато Федерации работодателей, которые в свое время тоже не очень были довольны проектом ТК, еще в начале весны документ «нравился» на 95%. Об этом тогда заявил заместитель председателя совета Федерации работодателей Украины Алексей Мирошниченко.
Спорными вопросами на то время оставались лишь размер штрафных санкций за нарушение сроков выдачи заработной платы. (В принятом в первом чтении ТК предусмотрена норма о введении пени в объеме двойной ставки Национального банка Украины за каждый день задержки выплаты на уровне 15%), но не урегулирован действующим Кодексом законов о труде Украины (КЗоТУ) вопрос о возможности выплаты зарплат бастующим работникам в период забастовки. А также требование Федерации профсоюзов обязать работодателей предоставлять кандидатам мотивированный отказ в приеме на работу. Также не было договоренностей о сокращении льгот и социальных гарантий (предложено не распространять их на всех сотрудников с семейными обязательствами, а только на одного члена семьи).
«День» обратился в Федерацию работодателей, чтобы они прокомментировали со своей стороны состояние готовности проекта ТКУ до принятия и риски перегибов, о которых говорят профсоюзы. Впрочем, на время выхода материала, в Федерации так и не определились, что сообщить прессе.
Интереснейшие «новинки» Трудового кодекса:
Неограниченное рабочее время (часть 3—4 статьи 143 проекта ТКУ)
Видеонаблюдение за работником («Работодатель вправе контролировать выполнение работниками трудовых обязанностей, в том числе с использованием технических средств, если это обусловлено особенностями производства» (ч. 1 ст. 28).
Защита работника при заключении срочных трудовых договоров (Увольнение за двухнедельную болезнь в случае заключения договора на два месяца или простоя в течение недели. Увольнение по сокращению — тоже за неделю (ст. 71). Наименее защищенными субъектами станут определенные в ст. 69 журналисты, педагоги, научные работники).
«Нормативные акты работодателя» («Работодатель имеет право принимать нормативные акты в сфере труда путем издания приказов, распоряжений, решений» (ч. 1 ст. 13). — «Нормативные акты работодателя принимаются им самостоятельно» (ч. 2 ст. 13)).
Дисциплинарная ответственность (Согласно статьям 403, 404 и 408, размер прямого действительного материального ущерба, нанесенного работодателю действиями работника, как и само наличие его вины в причинении вреда, в одностороннем порядке определяется работодателем. При этом положение относительно обязательного проведения служебного расследования с возможностью участия представителя профсоюза для установления вины работника не предусмотрено).
Увольнение (ст. 122 проекта ТКУ позволяет работодателям увольнять работников вопреки решению профсоюза. От испытательного срока освобождаются выпускники, которые впервые приступают к работе по приобретенной специальности (ст. 47). Тогда как, согласно действующему КЗоТ, таким «иммунитетом» владеет каждый выпускник).
Отсутствует четкий механизм ответственности работодателя за нарушение трудовых прав работника и профсоюза.
Подготовлено по данным анализа проекта ТКУ (в редакции от 02.04.2012 г.), который провела Конфедерация свободных профсоюзов Украины)