Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Куда лететь?

На базе Донецкого аэропорта хотят создать международный воздушный хаб, который соединит Украину и Европу со странами СНГ
30 июля, 2013 - 11:58
ФОТО АЛЕКСАНДРА ЕРМОЧЕНКО

Донецкий международный аэропорт им. С.Прокофьева планирует за несколько лет выйти на новый уровень. Главная цель его нынешних руководителей — создать на его базе хаб (большой транспортный узел). И это при том, что год-два назад к аэропорту относились скептически. О таких планах стало известно в рамках форума Routes CIS, который прошел в Донецке. Он ежегодно собирает представителей ведущих авиаперевозчиков, аэропортов, международных и региональных ассоциаций, инвестиционных компаний, туроператоров и представителей компаний. Форум проходил в рамках Всемирного форума по развитию маршрутов The World Route Development Forum.

БЮДЖЕТНЫЕ АВИАЛИНИИ

Сегодня далеко не все украинцы могут позволить себе летать. Поэтому не удивительно, что красной нитью форума стала тема лоукостов — бюджетных авиалиний, которые могут дать новый толчок старым и региональным аэропортам. Таким примером в Европе может быть польский аэропорт Катовице — считает Юлия Крейн, консультант ASM. По ее мнению, многие аэропорты боятся «предоставлять небо» таким авиакомпаниям из-за неуверенности в их сервисе. Однако, по мнению эксперта, это стереотип. «История показывает, что лоукостеры только открывают возможности. Так, долгое время направление Лондон-Барселона не было востребованным, однако, как только на этот маршрут вошли лоукостеры, ситуация в корне изменилась и произошел прыжок. Ситуация с польским Катовице — пример того, что такие услуги дают жизнь. Аэропорт собирались закрывать, но потом руководство впустило на свою территорию бюджетные авиалинии, и те дали ему новую жизнь. Теперь Катовице — один из лидеров», — считает эксперт. Ставку на лоукосты делают и в Донецке, запустив недавно новые рейсы в Европу. Теперь в аэропорту действуют четыре таких компании.

«Мы видим, что в СНГ существует высокая потребность в авиаперевозках. Сейчас это наиболее растущий рынок. Бюджетные авиалинии полностью могут удовлетворить эти потребности», — комментирует Крейн.

Однако только ли международные лоукосты нужны? Большая проблема Украины — это внутренние рейсы. Об этом неоднократно заявляют путешественники. Сейчас внутренний рейс Донецк — Киев (Борисполь) перегружен. Стоит билет в среднем тысячу гривен. Это в два раза больше, чем в Кутаиси и Дортмунд. В России, к примеру, авиарейсы свободно конкурируют с железной дорогой, в Украине пока это невозможно — разница слишком высокая. Единственная компания, которая может совершать лоукост-рейсы внутри страны, — WizzAir, однако на данный момент договоренностей по этому маршруту нет.

Внутренние рейсы могут совершать только украинские авиакомпании. Сейчас WizzAir отмечает, что несмотря на желание людей не может себе этого позволить, ведь это простая математика — нужно наполнять не менее 140 кресел в одном направлении ежедневно. Пока для себя такой перспективы они не видят. Возможно, ситуация может измениться, когда компания начнет базироваться в Донецке и увидит реальные перспективы. Но это все равно остается задачей на будущее.

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ АЭРОПОРТОВ

«Мы уже сделали второй шаг к тому, чтобы построить в Донецке хаб», — заявил на пресс-конференции коммерческий директор аэропорта имени C.Прокофьєва Алексей Дубревский. Стратегические задачи аэропорта соединять Украину и Европу со странами СНГ, в частности, Россией. Частично эта задача была выполнена во время переговоров. Вскоре будут запущены рейсы в Томск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Ашхабад.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает потенциал донецкого аэропорта, однако он подчеркивает, что потенциал сейчас используется не на полную мощность. «Для создания хаба есть все технические возможности. На данный момент донецкий аэропорт может принимать самолеты всех классов, обслуживать большие пассажиропотоки и оперативно осуществляет транспортировку грузов из Азии в страны Западной Европы», — считает аналитик.

Вместе с тем, следует отметить, что свою мощь начинают наращивать аэропорты Харькова и Запорожья, территориально находящиеся недалеко от Донецка. Может ли возникнуть конкуренция? С одной стороны, да. Это может повысить качество услуг этих аэропортов. С другой — у каждого есть свой потенциал. В частности, А.Дубревский отметил, что аэропорты хорошо дружат, поэтому борьбы за рейсы не будет. «На нашей территории находится 6,5 миллионов потенциальных клиентов, которых мы должны удовлетворить. Это наша основная цель», — говорит он.

Петр Липовенко, вице-президент Украинской ассоциации аэропортов, подчеркнул несколько аспектов развития аэропортов: «В Украине существует семь стратегических аэропортов: Борисполь, Днепропетровск, Донецк, Одесса, Харьков, Львов и Симферополь. Они предоставляют услуги 98% пассажиров. Остальные 2% — это работа других аэропортов, а их остается двадцать. Что касается стратегических аэропортов — мы очень рады, что сейчас там работают грамотные молодые специалисты, которые организуют свою работу. Существует определенное продвижение, дающее надежду и перспективы. Что касается тех двадцати — рейсы там совершаются очень редко, однако у них есть инфраструктура и они могут принимать самолеты и груз». Самая большая проблема, которая возникает, по мнению Липовенко, связана с передачей собственности. Сейчас только два аэропорта принадлежат государству, остальные находятся на балансе местной и областной власти. «Одним решением президента в собственность областным радам и горрадам были переданы аэропорты. Но это не побуждает их к развитию этих заведений. Я не говорю, что все владельцы ведут себя подобным образом с аэропортами — нет, однако действительно есть такие, которые не знают, что с ними делать», — продолжает эксперт. По его мнению, из этой ситуации существует несколько выходов. Во-первых, заключить договоры о деятельности аэропортов со всеми условиями и урегулированными вопросами и тарифами — что сейчас пока что не закреплено законодательно. Во-вторых, изменить формы управления аэропортами, введение формы концессии, аренды и тому подобное. В-третьих, ввести «социально необходимые авиационные перевозки» с государственным дотированием рейсов. Это касается, в частности, аэропортов таких городов, как, например, Полтава и Сумы (кстати, в ни одном нормативно-правовом документе мы не нашли четкого определения термина «социально необходимые авиационные перевозки», поэтому и этот пункт следовало бы определить четче). В-четвертых, должно произойти деление рынка на разные сегменты.

ВЫВОДЫ

В общем, событие посетили более 13 тысяч делегатов из 23 стран мира, было проведено более 2 тысяч встреч. Важным элементом Форума стали реальные контракты и договоренности, причем не только между странами СНГ, но и Европой, в частности, теперь рейс Донецк-Барселона станет постоянным. Шик и блеск, с которыми был организован форум, надеемся, продолжит традицию международного партнерства, и огромные деньги, вложенные в мероприятие, оправдают себя. Заядлый путешественник Фред Финн заметил «Дню»: «Я побывал почти везде в Украине — это прекрасная страна. Мою любовь к ней подтверждает то, что я здесь живу и у меня жена украинка. Это страна действительно с большим потенциалом. Но помешать этому могут только сами украинцы, если они не будут иметь желания это развивать и улучшать».

Екатерина ЯКОВЛЕНКО, «День», Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ