— Николай Михайлович, можете ли вы привести пример действительно удачной работы на рынке хотя бы одного предприятия легкой промышленности?
— Практически все предприятия легкой промышленности или катастрофически уменьшили объемы производства, или же остановились совсем. Считается, что при падении объемов производства более чем на 30% отрасль под угрозой существования, при 40% — начинается ее технологический распад. А у нас падение, по сравнению с 1990 годом, составляет 90%! То есть в среднем мощности используются только на 10%. Добавлю, что часть товаропроизводителей вынуждена соглашаться на грабительские условия экспорта услуг, работая по толинговой или давальческой схемам. Примеры, когда у предприятий достаточно высокие экономические показатели и средняя зарплата на уровне таких стран, как Чехия, Польша, мне сегодня неизвестны. Поэтому отрасль существует только де-юре.
— Экономисты утверждают, что при оптимальных пропорциях в структуре экономики на производство товаров народного потребления и предоставления услуг должно приходиться 75% национального валового продукта. Статистика свидетельствует, что в Украине, даже в лучшие времена, не было больше 25%, однако эта сфера обеспечивала свыше трети бюджетных поступлений.
— У наших предприятий и более быстрое обращение капитала, и высокая рентабельность производства. Они способны обеспечить полмиллиона рабочих мест и предоставить работу еще миллиону работающих в агропромышленном, химическом и машиностроительном комплексах, сфере оптово-розничной торговли и услуг. И это не гипотетически, а вполне реально. Но пока все обусловливает замкнутый круг: производитель не работает из-за пресса налогов, несовершенной кредитной системы, сплошных неплатежей, затоваривания потребительского рынка «теневой» продукцией.
Но если бы в течение года каждый гражданин Украины приобрел отечественных товаров всего лишь на тысячу гривен — мы имели бы 50 млрд. грн. поступлений! Не случайно производство товаров широкого потребления в других странах является приоритетным. Как следствие, собственными силами удовлетворяется спрос потребительского рынка и одновременно формируется инвестиционный потенциал для развития других отраслей и социальной сферы.
— Чего не хватает нашей стране, чтобы повторить широко известные достижения других?
— Еще во времена Советского Союза государство начало отказываться от штабных функций. Были расформированы главки, ряд отраслевых министерств преобразованы в комитеты. Управленческая пустота стала одной из причин упадка отрасли. Хватило ума отойти от директивности, но не хватило, чтобы предусмотреть анархию и предотвратить ее. Каждый директор почувствовал себя полным хозяином. Никто не занимался координацией сотрудничества между подотраслями, регионами, стратегией работы на внешних рынках, защитой отечественного. И это, в действительности, не является функцией государства. Во всем мире подобные вопросы решают негосударственные отраслевые объединения — ассоциации, лиги.
Когда я полтора года назад пришел на государственную службу и стал заместителем министра промышленной политики, то, оценивая сложившуюся ситуацию, инициировал создание Союза товаропроизводителей и предпринимателей, который объединил предприятия легкой промышленности всех форм собственности. Мы не ставим какие-либо политические задания, только сугубо экономические, требуя от всех ветвей государственной власти создания нормальных условий для работы наших предприятий. В Союз входят лиги текстильщиков, переработчиков кожи и меха, деревообработчиков, формируется лига торговли, включая и оптовое звено, которое теснее свяжет товаропроизводителей с потребительским рынком. Этот процесс, к сожалению, идет медленно, поскольку руководители предприятий потеряли веру. Если бы сплотились раньше — многое удалось бы сберечь и приумножить.
— Неужели возрождение отрасли зависит только от степени консолидации производителей?
— Чтобы появились хоть какие-то перспективы, необходимо немедленно на государственном уровне решить ряд проблем. Первая — защита отечественного потребительского рынка и установление равных условий конкуренции. Я категорически против закрытия границ даже по некоторым группам товаров. Но порядок нужно наводить немедленно. По состоянию на 1 января в Украине насчитывалось свыше тысячи вещевых рынков, и количество их продолжает расти. В основном на них реализуется контрабандный импорт, а также украинский товар, не обложенный налогом, продается несертифицированная продукция. И только государству под силу перевести все то, что крутится в «тени», в легальный сектор экономики.
Для этого следует предоставить предприятиям возможность пользоваться кредитами не под 80-100% годовых, а под 15-20%. Большие предприятия могут намного быстрее наладить выпуск товаров, способных конкурировать с продукцией иностранных корпораций. Поэтому всячески поддерживать, в частности, предоставляя кредиты, нужно в первую очередь их, создавая условия для равноправной конкуренции на внутреннем рынке.
Очень важно упростить налоговую систему. На этапе возрождения отрасли наиболее эффективным будет дифференцированное налогообложение. В конце концов, какая разница — взимать меньше налогов или предоставлять адресную дотацию, как это уже имело место в аграрном секторе?
В то же время следует реструктуризировать старые долги предприятий перед государством, заморозив их на три-пять лет и тем самым дать возможность отрасли встать на ноги. Вопрос следует рассматривать в каждом конкретном случае отдельно и, возможно, кое-кому долги и вовсе «списать».
И, наконец, тем предприятиям, которые защитили бизнес- планы высокоэффективных проектов, можно предоставлять льготные эмиссионные кредиты под 5% годовых, кратко-, средне- и долгосрочные. Конечно, под надзором государственных органов, в частности, министерств. Именно последние должны определять и приоритетные направления капиталовложений, и условия проведения тендеров, содействовать консалтинговой поддержке, использованию лизинга, привлечению к сотрудничеству финансовых структур.
Регулирующая роль государства (прошу не путать с чиновничьим беспределом) должна быть более эффективной. Об этом говорил Президент Украины на совещании по программе «Украина- 2010», где четко определил легкую промышленность, как один из приоритетов государства на ближайшие годы.
КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА ЭКОНОМИКИ
Проявлений «помощи» со стороны государства легкой промышленности производственники ожидают с опаской, ибо твердо усвоили: лучше от этого не станет, а хуже — вполне возможно. Президент концерна «Чексил» (Черниговский суконно-камвольный комбинат) Виктор Попов охарактеризовал нынешнюю ситуацию в отрасли так: «Вы думаете, что разговоры о программе развития легкой промышленности к чему-то привели? Нет. Говорили, что дали приоритет. А в чем приоритет? Да ни в чем. Вообще же от государства, от его отношения к исполнению законов зависит много, если не все. Могут, например, пустить все с молотка...»