Стремление дружить со студенчеством особенно накануне выборов становится традиционным для украинской власти. Но молодежь в последнее время несговорчива. Бороться за политическую свободу студентам, похоже, надоело, и они, сдав летнюю сессию, переключились на отстаивание корпоративных потребностей. Как заявил на пресс-конференции глава ВМОО «Студенческое братство» Олег Яценко, основное требование сегодня — расширить проездные льготы для студентов и школьников на весь год, включив в список льготного транспорта водный. Напомним, что согласно постановлению Кабмина от 5 апреля 1999 года, льготы на проезд для студентов и учащихся ПТУ ограничиваются учебным годом (от 28 августа до 28 июня) и распространяются на железнодорожный, междугородный и пригородный автобусный транспорт и городской транспорт, кроме такси. Однако член «Студенческого братства» Ольга Колесникова заявила журналистам, что, во-первых, льготы в автобусах студенты не получают уже давно, а, во-вторых, они имеют право на большее. Заявляя это, она ссылалась на то, что еще в 1993 году был принят Закон «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине». По этому закону, все учащиеся школ и ПТУ и студенты имеют право на льготный проезд на протяжении года всеми видами транспорта, кроме воздушного и такси.
Правда, студенты не принимают во внимание поправки, принятые в 2002-м и 2003 году к этому закону, которые устанавливали льготы для студентов вузов и ПТУ в городском и железнодорожном транспорте Украины. Собственно, именно такими льготами они и пользовались.
Конечно, хорошо бы учитывать, что студенты практически всех вузов как раз в период июля—августа проходят летнюю практику, а те, кто рассчитался с альма-матер, стремятся поездить по стране. Поэтому-то они и пытаются получить право льготного проезда на весь год, напоминая об упомянутом законе. По мнению членов «Студенческого братства», правительство, позаботившись об интересах своих соратников времен оранжевой революции — студентов, только подтвердит свой европейский выбор, ведь во всех европейских странах студенческий аусвайс не имеет сезонных ограничений. Чего, собственно, наши студенты и добиваются, попутно отстаивая права школьников, лишенных всех льгот на проезд.
Пока что борьба ограничивается письмами-обращениями к Кабмину, Минобразования и Минтрансу, с приложением к ним копий подписей студентов многих украинских вузов. По словам члена «Студенческого братства» Анастасии Хонякиной, кампания по сбору подписей началась еще в конце мая, и их уже было собрано несколько тысяч. Если это не подействует сейчас, то сбор подписей возобновится. Сдаваться «Студенческое братство» не собирается.
Выслушав точку зрения студентов, «День» обратился в «Укрзализныцю»:
— Льготы всегда были камнем преткновения, когда речь шла о транспорте, и, особенно, о железнодорожном, — сказал начальник Главного пассажирского управления «Укрзализныци» Иван Карпяк. — «Укрзализныця» постоянно выполняет и даже перевыполняет план льготных перевозок, хотя и недополучает от бюджета компенсации. И это касается всех категорий льготников. Только за первые 5 месяцев 2005 года мы перевезли студентов- льготников на 21,4 млн. грн. В то же время в Госбюджете на весь год заложено 21,9 млн. Минобразования уже задолжало 38,8 млн. грн. за перевозку студентов вузов и ПТУ.
Несмотря на это, мы продолжаем выполнять свои обязательства по перевозке студентов. Льготы на них действуют на протяжении года, за исключением двух летних месяцев. Такой порядок был установлен в 1999 году постановлением Кабмина. До этого времени льготы для студентов действовали только с 15 октября до 15 мая, то есть пять месяцев в году студенты должны были покупать билеты за полную стоимость. Можно привести еще один интересный пример из опыта других стран: на многих железных дорогах в периоды пикового пассажиропотока — например, летом, когда резко увеличивается количество путешествующих — тарифы даже увеличиваются. В Украине же постоянно действуют неизменные тарифы.