Ключевыми приоритетами Кабмина на второе полугодие глава правительства Владимир Гройсман назвал несколько необходимых реформ и первой среди них — пенсионную. И не удивительно, что наш премьер говорит теми же словами, что и официальный представитель Международного валютного фонда Уильям Мюррей. «Ключевыми требованиями» завершения четвертого пересмотра программы EFF для Украины являются пенсионная реформа, приватизация и борьба с коррупцией, сказал Мюррей на брифинге в Вашингтоне. Более того, он отмечает, что четвертый пересмотр программы советом директоров МВФ возможен после того, как необходимые Украине реформы «в рамках этого пересмотра будут имплементированы». А в понедельник Гройсман пошел еще дальше. Он заявил, что в Украине разработана дорожная карта, которая позволяет после реформы солидарной пенсионной системы сразу же перейти к формированию накопительной. «Мы с экспертами разработали «дорожную карту», — заверил премьер.
Такое заявление можно было бы только приветствовать, если бы эксперты тоже хоть что-то об этом знали. В минувшую субботу министр социальной политики Андрей Рева, как сообщила пресс-служба его министерства, заверял, что правительство «объективно оценивает экономическую ситуацию», и обещал, что «внедрение второго уровня пенсионной системы можно начать в 2021 году». Он также отметил, что именно в 2021 году в Украине уравняется пенсионный возраст для мужчин и женщин, а средняя зарплата по стране на то время должна вырасти до 11 тысяч гривен. «То есть, надеюсь, у нас будут все предпосылки для введения накопительного уровня пенсионного обеспечения», — заверил министр. И это, действительно, было новым словом в государственной социальной политике. Может, такая последовательность событий (особенно вдохновляет обнадеживание о средней зарплате в 11 тысяч) и является той дорожной картой, о которой не слышали не только эксперты, но и сам социальный министр?
О ЧЕМ МЫ НЕ УСЛЫШАЛИ
Как отмечал буквально накануне экономист, руководитель проекта «Успешная страна» Андрей Блинов, в одобренном 13 июля парламентом в первом чтении законопроекте о повышении пенсий речь шла только о солидарном уровне, а вот о втором, накопительном уровне пенсионной системы мы, граждане, «не услышали ничего». Эксперт указывает, что это, скорее всего, можно объяснить широко распространенным мифом: внедрение накопительной системы может стать реальностью лишь после того, как будет достигнута бездефицитность базового солидарного уровня.
Но Блинов напоминает, что правительственные чиновники планируют преодолеть дефицит Пенсионного фонда, который в настоящее время составляет 141 миллиард гривен, за семь-десять лет, то есть не ранее начала 2024 года. Между тем нынешняя средняя пенсия в Украине по его словам, составляет 27% от заработной платы, которую ранее получал человек. «Возможно, после того, что чиновники называют осовремениванием пенсий, они поднимутся до трети средней зарплаты по стране», — отмечает экономист. В этих условиях каждый гражданин должен задуматься над тем, не может ли он помочь себе сам, советует Блинов, намекая именно на второй, накопительный уровень пенсионной системы, а также и на третий, то есть с помощью негосударственных пенсионных фондов.
ПЕНСИОННЫЕ ДЕНЬГИ УЖЕ ПРЕУМНОЖАЮТСЯ, НО НЕ ГОСУДАРСТВОМ
«Проблема заключается в том, что в обществе нет осознания того, почему необходимо внедрять эти изменения уже сегодня», — замечает директор и руководитель подразделения по управлению локальными активами группы ICU, член совета Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Григорий Овчаренко. По его мнению, отсутствие информации о том, как должен работать накопительный уровень, определяет неправильные выводы участников дискуссий о неготовности к его введению.
Еще с 2003 года пенсионная реформа предусматривает трехуровневую систему. И у нас уже реально работают первый и третий уровни пенсионной системы, отмечает народный депутат Наталия Веселова и добавляет, что об этом, к сожалению, не знают даже некоторые народные избранники. По ее словам, нынешняя пенсионная реформа в действительности должна в первую очередь касаться тех граждан, которые еще не вышли на пенсию и находятся в активном трудовом возрасте и должны были бы думать о своем будущем уже сейчас, когда могут экономить, откладывать средства на свои индивидуальные счета.
«Сегодня об этом еще немногие думают», — отмечает Веселова. По ее словам, в Украине в настоящее время работает всего 60 негосударственных пенсионных фондов, но оборот их средств составляет всего 2,5 миллиарда гривен. И это очень мало для Украины. «Очень часто я слышу сравнения НПФов с банками, к которым в последнее время нет доверия, — продолжает народный депутат, — поэтому на эту тему нужно дискутировать, информировать людей о негосударственных пенсионных фондах, об их роли и о том, как они работают. А главное — распространять позитивный опыт, который уже есть в Украине и в других странах. Ведь у нас с 2003 года еще не было ни одного случая банкротства этих фондов. Деньги там защищены. Участники получают средства, которые, несмотря на все проблемы экономики, преумножаются».
Опыт негосударственных пенсионных фондов позволяет нам переходить ко второму, накопительному уровню, — указывает Веселова. — И когда мы увидели текст законопроекта №6614, то поняли, что правительство еще не готово. Не случайно он не объяснил, почему в законопроекте о пенсионной системе даже не говорится о внедрении накопительного уровня. Это вызывало некоторое отчаяние. Поэтому мы зарегистрировали законопроект №7667 о введении второго накопительного уровня, который в настоящий момент дорабатывается».
ЧТО ТАКОЕ ДОСТОЙНАЯ ПЕНСИЯ? — 50% ОТ ЗАРАБОТКА
«Почему нам нужно реформировать пенсионную систему Украины? — спрашивает президент инвестиционной группы «УНИВЕР», координатор общественной платформы «Новая страна» Тарас Козак. — Моя точка зрения исходит из того, что пенсии у нас очень маленькие, и нам нужно что-то делать для того, чтобы их ощутимо поднять. Мы об этом слышим перед всеми выборами». Популисты даже называют цифры, скажем 500 евро или 5 тысяч гривен, обещают повысить пенсии до европейского уровня, напоминает инвестор. И очень сложно определить, какую пенсию для украинцев можно считать достойной, конечно, с учетом возможностей страны. Потому что мы же даже не Польша по ВВП на душу населения.
«В мире этот вопрос уже решен, — объясняет он, — там существует такой показатель, как коэффициент замещения, который определяет долю бывшей зарплаты, которую должен получать пенсионер. В мире это 50—60%. Украина также пытается достичь такого уровня. Значит, ориентир есть». К сожалению, в правительственных документах его нет. Но как бы то ни было, нужно понимать, каким образом его достичь. «Чтобы не изобретать украинский велосипед, посмотрим на мировой опыт, — предлагает Козак. — Современная рекомендация Всемирного банка, который изучает лучший опыт, рекомендует многоуровневую пенсионную модель».
СДЕЛАТЬ РЕФОРМУ КОМПЛЕКСНОЙ
Нулевой уровень, перечисляет Козак, — обеспечение из государственного бюджета необеспеченных слоев населения, которое никоим образом не привязано ни к стажу, ни к зарплате. Это, можно сказать, ликвидация бедности. Дальше идет первый — солидарный уровень. Накоплений здесь нет. Деньги от работающих пришли. И их тут же выплатили нынешним пенсионерам. Второй уровень — обязательное накопление. Причем эти средства являются собственностью гражданина. Третий уровень — добровольное накопление. При этом человек как бы отказывается от мгновенного потребления и откладывает его на позже, на свой преклонный возраст. Стимулом для этого во всем мире являются налоговые льготы. Из отложенных средств не платятся налоги. Четвертый уровень — семейный, или нефинансовый, или уровень местных бюджетов — это дома пенсионного типа, разные местные льготы, например, бесплатный проезд в транспорте. «Я мечтал бы, чтобы наше правительство, когда говорит о пенсионной реформе, видело ее комплексной, и не делало ударения на отдельных уровнях».
Эксперт напоминает об обещании правительства предоставить расчеты, когда и каким образом бюджет Пенсионного фонда будет бездефицитным, и говорит, что их до сих пор нет. Но при этом он все-таки с удовлетворением отмечает, что правительственные чиновники все же прислушались к экспертной среде и создали рабочую группу, которая будет работать над дорожной картой пенсионной реформы второго уровня. «Надеемся, что эта группа вместе с народными депутатами поработает над законопроектом №7667, который является базовым для второго уровня, — выражает надежду Козак, — и вместе с пакетом других законопроектов в сентябре-октябре превратится наконец в пенсионную реформу».
«Почему у нас нет накоплений? — спрашивает генеральный директор Украинской федерации страхования, эксперт Реанимационного пакета реформ по вопросам пенсионного обеспечения Галина Третьякова, — и отвечает: — Прежде всего из-за политической системы, потому что в программе ни одной нашей партии нет идеологии защиты права человека на достойную жизнь. Но все социальные и экономические права, которые имеет человек, производные от этого права, из которого следует и право на накопление. А наша государственная власть не имеет социальной политики в сфере социального обеспечения, мы на государственном уровне даже не определились, что делать с социальной системой».
• Первый уровень — обеспечение из государственного бюджета необеспеченных слоев населения, которое никоим образом не привязано ни к стажу, ни к зарплате. Это, можно сказать, ликвидация бедности. Дальше идет первый — солидарный уровень. Накоплений здесь нет. Деньги от работающих пришли. И их тут же выплатили нынешним пенсионерам.
• Второй уровень — обязательное накопление. Причем эти средства являются собственностью гражданина.
• Третий уровень — добровольное накопление. При этом человек как бы отказывается от мгновенного потребления и откладывает его на позже, на свой преклонный возраст. Стимулом для этого во всем мире являются налоговые льготы. Из отложенных средств не платятся налоги.
• Четвертый уровень — семейный, или нефинансовый, или уровень местных бюджетов — это дома пенсионного типа, разные местные льготы, например, бесплатный проезд в транспорте.