Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ликвидируем «сжиженную» монополию

Эксперты советуют сделать более прозрачными аукционы по продаже пропан-бутана
9 марта, 2010 - 19:44
В СТОЛИЦЕ СТОИМОСТЬ ПРОПАНА-БУТАНА КОЛЕБЛЕТСЯ ОТ 3,8 ДО 4,2 ГРИВНИ ЗА ЛИТР, А В РЕГИОНАХ — ОТ 3,70 ДО 4,70 ГРИВНИ... / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Антимонопольный комитет Украины (АМК) возбудил дело относительно двух компаний по подозрению в злоупотреблении монопольным положением на рынке сжиженного газа. Как сообщила вчера пресс-служба ведомства, нарушения зафиксировали в Донецком и Черниговском отделениях комитета. «День» спросил у экспертов, стоит ли владельцам авто, заправляющим своих железных коней пропан-бутаном (другое название сжиженного газа), готовиться к дежурному росту цен на горючее.

Директор консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн считает, что рынок сжиженного газа на сегодня конкурентен, хотя временами и его лихорадит. «На нем очень много участников (преимущественно небольших). Поэтому говорить, что там какая-то злостная монополия, я бы не стал», — комментирует он «Дню» информацию об обнаруженных комитетом нарушениях. С другой стороны, эксперт признает, что этот рынок, безусловно, очень сильно нуждается в участии комитета. АМК сегодня борется скорее с последствиями, нежели с причинами постоянных сбоев в работе рынка сжиженного газа, говорит Куюн. На этом рынке существуют проблемы и их нужно решать. Однако придирчивое внимание Антимонопольного комитета должно сосредотачиваться не только на этапе розничной продажи сжиженного газа, считает он. По мнению Куюна, основной ценовой тон рынку задают государственные компании, распределяющие свои газовые ресурсы на аукционах. И именно в системе проведения этих аукционов нужно наводить порядок, считает эксперт.

Его поддерживает эксперт центра «Психея» Геннадий Рябцев. Открытые дела в двух областях еще не значат, что в остальных регионах «сжиженные» злоупотребления отсутствуют. В некоторых областях на бутан-пропане ездит около 16% всех автомобилей, говорит Рябцев. Поэтому прозрачное ценообразование на этом рынке очень важно, подытоживает эксперт. «Поскольку же к рынку сжиженного газа внимание государства еще меньше, чем к рынку нефтепродуктов, то на нем отдельные оптовики позволяют себе антиконкурентные действия», — считает Рябцев. В то же время Рябцев говорит, что в ближайшее время цены на бутан-пропан не будут расти, потому что проблем с поставками ресурса (как это было в ноябре 2009 года) в настоящий момент нет.

Однако в перспективе ценового роста не избежать, говорит Куюн. По его оценкам, сегодня около 10% всех автомобилей в Украине ездят на сжиженном газе. Популярность такого энергоресурса эксперт объясняет ценовой выгодностью. Да, говорит Куюн, сегодня стоимость сжиженного газа составляет 4,1—4,15 гривни, а стоимость А-95 — около 8 гривен. То есть экономия составляет больше 50%! «Думаю, что автомобилисты продолжат переоборудовать свои транспортные средства под потребление сжиженного газа, потому что очень хорошая экономия на данном ресурсе. Но задача государственных органов — сохранить привлекательность этого энергоносителя и не дать ему потерять свое ценовое преимущество», — говорит Куюн.

Наталия БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ