Нефтетрейдеры и владельцы сетей АЗС вынуждены возглавить антидевальвационное крыло бизнеса. Причины для этого у них весьма серьезные. В компании «Параллель» со ссылкой на ее директора Елену Хилиенко ИА «Интерфакс-Украина» сообщили: «Закупочные цены напрямую связаны с изменением курса доллара и евро, поскольку большая доля закупок приходится на импортный продукт — Литву и Беларусь. — Например, средний рост курса валют на 10 копеек приводит к удорожанию себестоимости в среднем на восемь копеек», — цитирует пресс-служба директора «Параллели».
Встревожен и директор консалтинговой группы «А-95» (Киев) Сергей Куюн. По его словам, если в январе стоимость бензина марки А-95 составляла в среднем 10,75 гривен за литр, то в конце февраля — начале марта она может вырасти до 11,75 гривен за литр, а дизельного топлива — до 10,65 гривен. И понятно, нефтетрейдеров беспокоит, что при этом объем реализации, учитывая неизбежное падение покупательной способности населения, будет падать.
Но, по-видимому, есть в бизнесе и сторонники девальвации. В тот же день, когда прозвучал приведенный выше прогноз, появилась и другая точка зрения. Рост цен на нефтепродукты является следствием спекуляций нефтетрейдеров, желающих заработать побольше денег, заявил в эфире одного их телеканалов экономист Владислав Старинец. «Оснований для большого роста цен нет никаких, — нефтетрейдеры закладывают эти риски в цену. Какой-то небольшой элемент спекуляций в этом есть. К сожалению, это нормальная практика украинского бизнеса». Экономист отмечает, что мировые цены на нефтепродукты не поднимаются и даже падают, а на ситуацию негативно влияет повышенный спрос на горючее во время весенних полевых работ.
«Компании, у которых есть правильное планирование, загодя покупают необходимый объем нефтепродуктов, и у них не должны возникать проблемы, — учит потребителей нефтянки Старинец. — Они могут заранее оставить средства на счетах импортеров, поэтому в принципе это (?) не должно приводить к дисбалансу в нормально работающих структурах». «Многознающий» эксперт уточнил, что 80% нефтепродуктов поступают на рынок Украины из России (на самом деле 80% нефтепродуктов в Украине, действительно, зарубежного производства — Белоруссия, Румыния, Литва, Польша, но российских среди них почти нет. — Авт.) «И поэтому, — продолжал Старинец, — к начальной цене добавляется наценка импортеров и розничных продавцов, которые закладывают в цену не только экономические, но и политические риски».
Между тем профессиональные эксперты рынка объясняют нынешние его колебаниях большей частью внутренними причинами и, в первую очередь, резкой девальвацией гривны, проведенной Нацбанком, естественно, не без согласования с правительством. «В январе курс на межбанке был на уровне 8,1—8,2 гривны за доллар, а сегодня участники рынка склоняются к тому, что на следующей неделе он будет примерно 9,1—9,2», — делился своими опасениями с журналистам Куюн.
«И мы получим дополнительно около одной гривны в стоимости доллара, соответственно, эта гривна отобразится и в стоимости нефтепродуктов, — продолжал он, — А высококачественные марки топлива, которые импортируются и больше всего подвержены валютным колебаниям и динамике мирового рынка, вплотную приблизятся к отметке 12 гривен за литр, а по дизтопливу — до 11 гривен». Эксперт надеется, что «этот рубеж будет психологически тяжело пересечь, в том числе и рынку». Но тут же намекает на возможность еще более резких скачков: «Все эти расчеты будут справедливы (только. — Авт.) при стабильной внешней конъюнктуре, которая есть сегодня».
Глава ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук уверен, что «действие нового порядка приобретения валюты и последующих расчетов с зарубежными контрагентами может привести к непредсказуемым последствиям, включая дефицит топлива и неконтролируемый рост цен...»
Одновременно против украинских потребителей горючего начала играть и отечественная таможня. По словам главы ассоциации нефтетрейдеров, она «вот уже четвертый день по неизвестным причинам не оформляет импортные нефтепродукты». «Наверное, все, включая правительство, забыли, что уже через неделю в южных регионах начнется посевная», — добавляет Косянчук.
Ранее о соответствующих фактах сообщал также глава «Ромпетрол-Украина» Евгений Деменок. «У нас сейчас стоит в Херсоне 5 тысяч тонн бензина А-92, и таможня не дает не то что оформить, а даже слить бензин из танкера, — рассказывал он, — В ближайшее время должны прийти еще танкеры с бензином и дизельным топливом ... Завтра будем решать, что с этим делать, ведь каждый день простоя танкера — это 10-15 тысяч долларов. Кроме того, у каждого судна есть свой расписанный график, а топливо уже законтрактовано». Деменок добавил, что компания рассмотрит вопрос перенаправления нефтепродуктов на другие рынки.
«Исследования НБУ свидетельствуют, что 42% трейдеров сейчас заявляют о дефиците оборотных средств, — отмечает директор НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев, — Это означает, что большинство участников рынка нефтепродуктов будут вынуждены обращаться к банкам за краткосрочным кредитованием. Понятно, что все финансовые структуры в это время будут использовать эту ситуацию в собственных целях. «Трейдеры уже попытались это сделать и получили ставку 40% годовых, — перебивает Куюн, — Вот, абсолютно адекватная банковская реакция (на растущий спрос. — Авт.) на кредиты». «Таким образом, — резюмирует Рябцев, — мы получаем не стабилизацию на рынке нефтепродуктов, а дестабилизацию».