Взаимные иски НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» (РФ) в Стокгольмском арбитраже объединены в одно производство. Об этом сообщил глава правления украинского госхолдинга Андрей Коболев. «Я уже могу сказать, что они (иски. — Ред.) были объединены. Это кардинально ускорит начало рассмотрения дела по сути», — сказал он. По его словам, в настоящее время происходит процедура назначения арбитров, которая в ближайшее время должна завершиться, и тогда дело будет передано на рассмотрение.
Коболев также не исключил возможности принятия к зиме текущего года Стокгольмским арбитражем предварительного решения, но не стал уточнять, на что рассчитывает «Нафтогаз». «К зиме шансы — только на промежуточное решение. Каким может быть промежуточное решение — будет зависеть от тактики, которую мы выберем. Есть несколько вариантов, которые были детально проработаны и проанализированы как с нашими юристами, так и с Министерством юстиции Украины», — сказал глава НАК. «Надеюсь, что где-то в сентябре мы уже сможем официально говорить в новостях о том, какой прогресс, потому что сейчас мы ограничены в раскрытии информации по иску», — добавил он.
Юристы, которые ведут спор «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже с первых дней его подготовки, также оптимистически настроены на победу. Правда, более реалистичны в сроках, чем господин Коболев. Так, в комментарии «Дню» директор юридической компании Lions Litigate Станислав Батрин отметил, что Украина точно не сможет покончить с газовым спором в Стокгольмском арбитраже до конца этого года. «Арбитражный институт предусматривает три процесса. Медиации — стороны могут воспользоваться оговоркой и прибегнуть к переговорам. Ускоренный процесс рассмотрения спора — в трехмесячный срок. И наконец, обычный процесс рассмотрения дела — по стандартному регламенту арбитража Торгово-промышленной палаты. Так вот, «Нафтогаз» и «Газпром» выбрали обычную процедуру, которая предусматривает 6-месячный срок рассмотрения. Но на практике, если спор сложный и емкий, срок существенно продлевают. Так что он может длиться несколько лет», — отмечает эксперт.
Согласно пункту 8.2 газового контакта, подписанного между «Нафтогазом» и «Газпромом» в 2009 году, споры мы должны решать именно по «стандартной процедуре». Изменить этот пункт можно только по согласию двух сторон. Согласится ли Россия? Скорее всего, нет. «Я думаю, что судьи решат продлить срок рассмотрения этого дела в Стокгольмском арбитраже, так как это практически — геополитический конфликт», — с уверенностью говорит Батрин. Но также с уверенностью он говорит о победе Украины в этом споре. Оптимизма ему добавили последние новости из РФ. На днях Кремль уже во второй раз за этот месяц потерпел поражение в международном суде.
«Благодаря этим двум решениям (3 июля Европейский суд по правам человека признал Россию виновной в нарушении ряда статей Европейской конвенции по делу о массовой депортации граждан Грузии из страны осенью 2006 года, а 28 июля Международный арбитражный суд в Гааге постановил, что в деле ЮКОСа Россия нарушила Энергетическую хартию и де-факто экспроприировала нефтяную компанию у ее законных владельцев) мы сейчас с еще большим энтузиазмом смотрим на наше дело в Стокгольме. Эти решения — сигналы о том, что лоббисты РФ теряют свое влияние. Для них закрывается дверь в этих кабинетах. С ними не хотят общаться. Это очень хороший сигнал», — говорит Батрин.
По его словам, украинские юристы очень тесно сотрудничают с группой специалистов, которые представляли в Гаагском третейском суде интересы ЮКОС. «У нас есть первичная информация по этому делу. И могу вам откровенно сказать, что еще два месяца назад они были уверены, что решение будет в их пользу. Они уже видели, что слабнут связи РФ», — говорит Батрин.
Украина просто обязана этим моментом воспользоваться, отмечает юристы. «Никакие кулуарные переговоры по этому делу с «Газпромом» нам не нужны. Следует использовать ту процедуру, которая предусмотрена арбитражным институтом Торговой палаты в Стокгольме», — отмечает эксперт.
ЧТО БЫЛО В ГААГЕ
28 июля на сайте Международного арбитражного суда в Гааге (Permanent Court of Arbitration, PCA) был опубликован вердикт по делу ЮКОСа, который обязывает Россию выплатить истцам $50 млрд. Кроме того, Россию обязали компенсировать судебные издержки в $65 млн. Истцом выступила компания Group Menatep Limited, представляющая интересы Леонида Невзлина и Владимира Дубова. GML первоначально настаивала на компенсации в $114 млрд. Истцы утверждали, что государство получило прямую выгоду от банкротства ЮКОСа, так как ключевой актив компании — «Юганснефтегаз» — перешел под контроль государственной «Роснефти».
У РФ есть 10 дней на попытку изменения решения, и если этого не произойдет, то выплачивать 50 миллиардов долларов российские власти должны начать до 15 января следующего года. После чего на присужденную сумму начнут начисляться проценты, передает Newsru.com.
В случае невыплаты Россией компенсации бывшие акционеры ЮКОСа готовы преследовать ее государственные активы в 150 государствах, присоединившихся к Нью-Йоркской конвенции, сообщил ИТАР-ТАСС глава Group Menatep Limited (GML) Тим Осборн. Он уточнил, что целью преследований может стать такая коммерческая собственность России, как коллекции произведений искусства, выставляемые в музеях по всему миру, или российские самолеты, которые направляются на международные авиасалоны. Истцы могут рассмотреть «все, что принадлежит российскому правительству в целях коммерческого использования», пояснил Осборн. «Активы Центробанка исключаются. Это касается подлинных активов ЦБ. Если же это коммерческие активы, просто принадлежащие Центробанку, тогда они могут быть затронуты», — добавил представитель акционеров ЮКОСа.
Осборн также рассказал, как могут развиваться подобные процессы в странах Нью-Йоркской конвенции. «Мы должны подать заявку по арбитражным выплатам [в каждой выбранной стране], получить судебное решение в данном государстве, а затем можно добиваться [выплат] так, будто это [местное] решение. Скажем, в Великобритании после регистрации решение является эквивалентным британскому. Добиваться реализации можно так, будто это британское решение», — цитирует ИТАР-ТАСС главу GML.
Экс-руководитель и основной бенефициар компании ЮКОС Михаил Ходорковский приветствовал решение арбитражного суда в Гааге, обязавшего Российскую Федерацию компенсировать экс-акционерам ЮКОСа 50 миллиардов евро. Но он сомневается в том, что Москва добровольно согласится выплатить эту сумму. У двух государственных энергетических компаний — «Роснефть» и «Газпром» — теперь могут быть юридические проблемы за границей. «Помимо финансовой составляющей процесса, где я не являлся стороной процесса, я, конечно, был заинтересован в решении суда, которое сводится к тому, что вообще все «дело ЮКОСа» было фальшивкой, — сказал Ходорковский в интервью РБК. — Вы прекрасно понимаете, что ни о какой добровольной выплате компенсации речь идти не будет. Это будет длинный, муторный процесс с активами».
Готова ли у экс-акционеров ЮКОСа стратегия поиска и ареста принадлежащих РФ зарубежных активов, Ходорковский не знает: «У меня совершенно не было никакого желания в таком процессе участвовать. Поэтому с ответом на вопрос, как этот процесс будет происходить, вам нужно обратиться к Леониду Борисовичу Невзлину».
Ходорковский предупреждает: решение суда в Гааге может стать основанием для судебного и исполнительного преследования государственных энергетических компаний «Роснефть» и «Газпром» (первая получила основной добывающий актив ЮКОСа — «Юганскнефтегаз», вторая — компанию «Сибнефть», на которую претендовал ЮКОС на момент начала преследования компании).
«Что является важным, в решении арбитража конкретно указана не только Российская Федерация, но и бенефициары разграбления ЮКОСа. Во-первых, это «Роснефть», а во-вторых, «Газпром», — говорит Ходорковский. — Как поясняют юристы, это открывает широкие возможности для судебных и исполнительных процедур в отношении этих организаций. Я думаю, что у Игоря Ивановича Сечина теперь будет больше проблем, чем он ожидал».
Впрочем, источник газеты The Financial Times, приближенный к Владимиру Путину, заявил, что решение по ЮКОСу можно считать незначительным на фоне обострения геополитического противостояния в связи с ситуацией в Украине. «Грядет война в Европе. Неужели вы действительно думаете, что это важно?» — прокомментировал он решение суда в Гааге.