Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ловушка для напряжения

Следует ли противостоять монополизации генерирующих компаний
26 февраля, 2008 - 19:31

Приватизация предприятий стратегических отраслей, и в частности — энергетики, может создать угрозу национальной безопасности страны. С этим высказыванием Президента Украины Виктора Ющенко не приходится спорить. Тем более, что аналогичные мысли исходят и от экспертов, изучающих проблематику этой отрасли. Так, по мнению кандидата физико-математических наук, старшего научного сотрудника Института проблем моделирования в энергетике им. Г.Е. Пухова НАН Украины Леонида Митько, сегодня в Украине энергетическое хозяйство страны не может быть «сосредоточено» в одном (государственном. — Авт .) центре принятия решений.

Обоснованность этого мнения подтверждается схемой комплектования наблюдательных советов большинства энергогенерирующих и энергосбытовых государственных компаний, которая реализовывалась предшественниками нынешнего правительства. В результате управление многими энергетическими предприятиями было сконцентрировано в руках определенного круга. Как это происходило? Сначала государство делегировало полномочия по владению акциями и участию в управлении энергогенерирующими и энергосбытовыми компаниями НАК «Энергетическая компания Украины». На первый взгляд, это не несло каких-либо рисков для государства. Но впоследствии руководство ЭКУ при поддержке высоких лиц в правительстве вводит в наблюдательные советы этих компаний новых членов — менеджеров «Донбасской топливно-энергетической компании» (ДТЭК).

Для этого ставленникам ДТЭК было достаточно приобрести сугубо символическое количество акций (суммарно — около 0,0026%). После этого у руководства ЭКУ появлялись формальные основания голосовать за избрание лоббируемых на правительственном уровне креатур. А ведь по логике отстаивания государственных интересов следовало бы избирать в наблюдательные советы именно представителей государства. Но вместо этого ЭКУ всячески способствовало продвижению туда менеджеров частного капитала. В результате, имея контрольные пакеты акций в большинстве энергетических компаний, государство не получило большинства в их наблюдательных советах и, по сути, лишилось возможности определять текущую производственную и сбытовую политику в украинских энергогенерирующих и энергосбытовых компаниях. надлежит тому же ДТЭК. В ОАО «Запорожьеоблэнерго» государство контролирует 65% акций, но 57% (4 из 7 членов НС) голосов в НС все же принадлежит представителям все той же донецкой структуры. В ОАО «Крымэнерго» у государства 70% акций, а в НС у креатур все той же бизнес-организации 40% голосов. Похожая ситуация и в ОАО «Киевэнерго».

Нельзя не согласиться, что в связи с изложенными фактами нашумевшая тема возврата в госсобственность крупнейшей энергогенерирующей компании «Днепрэнерго» выглядит в несколько ином свете. Мнения и позиции отдельных чиновников и бизнесменов о законности проведе

Например, в «Донбассэнерго» государство через ЭКУ владеет 85,77% акций, но в наблюдательном совете компании из семи членов только три представляют государство. Аналогичная ситуация и в ОАО «Западэнерго», где государство владеет 70,1% акций, но из пяти членов НС трое подотчетны ДТЭК. И так во многих других компаниях. В ОАО «Центрэнерго», где у государства 78,29% акций, оно представлено лишь одним голосом из трех. На Днестровской ГАЭС (87,4%) — лишь двумя голосами из семи. В ОАО «Днепроблэнерго» (75%) государство отдало представителям ДТЭК 43% голосов в НС. В «Донецкоблэнерго» у государства 65% акций, но 71,5% голосов в набсовете ОАО приния санации этого предприятия самые разнообразные. Но наиболее убедительной для принятия решения выглядит следующая информация. в ОАО «Днепрэнерго» структуры ДТЭК путем проведения незаконной дополнительной эмиссии сконцентрировали около 44% акций. А в НС ОАО шесть из семи членов — представители ДТЭК. Таким образом, из-под государственного контроля ушло 86% голосов НС. И это во второй по объему производства энергогенерирующей компании нашей страны!

Можно утверждать, что в данном случае мы являемся свидетелями еще одной схемы теневой приватизации стратегических государственных активов и передачи их под контроль крупного частного бизнеса. В перспективе это создает явные и серьезные предпосылки для формирования монополии на энергетическом рынке Украины. Подконтрольные энергогенерирующие и энергораспределительные компании смогут навязывать потребителям и компаниям-конкурентам монопольно высокую цену на электроэнергию, в то же время поставляя ее «своим» металлургическим, коксохимическим и машиностроительным предприятиям по другой цене. В результате одни компании получат нерыночные конкурентные преимущества перед другими.

В этой связи следует также отметить, что контроль ДТЭК над «Западэнерго» может поставить под угрозу еще и выполнение экспортных контрактов Украины. Понятно, что это будет идти вразрез с государственными интересами.

Но все это происходило при предыдущем правительстве и, собственно, не вызывает особого интереса, поскольку подобные тенденции были прогнозируемыми. Однако вызывает удивление бездеятельная позиция нынешних наших властей. В свое время нынешний премьер-министр Юлия Тимошенко высказывала намерение решительно бороться против попыток упомянутой бизнес-структуры вывести из госсобственности то же «Днепрэнерго». Юлия Владимировна неоднократно заявляла, что ситуация с этим ОАО будет предметом судебного разбирательства, результатом которого станет возвращение государственного контроля над стратегическим для экономики Украины предприятием с последующей его приватизацией на прозрачной основе. Но до сих пор никаких действий в этом направлении так и не предпринято. «Днепрэнерго», так же, как и другие упомянутые энергетические объекты, медленно, но уверенно продолжает «приростать» к ДТЭК. Нет ли здесь каких-то закулисных или подковерных договоренностей? Если это предположение подтвердится, а правду ведь не скрыть, то встанет вопрос: за кого же это нас, налогоплательщиков, держит всенародная любимица, беззаветно сражающаяся за государственные интересы?

Михаил БАТЫРОВ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ