Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лучший из худшего?

Эксперты утверждают: новый Закон о национальном регуляторе рынка эклектроенергии и коммунальных услуг следует воспринимать как переходный этап к созданию цивилизованного рынка
28 сентября, 2016 - 11:03
ФОТО С САЙТА EIRCENTER.COM

На днях невольно довелось стать свидетелем напряженной беседы главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка с руководителем одной из электро— и теплогенерирующих компаний.

В зале было очень шумно, и суть их спора уловить не удалось. Но диктофон все же записал одну фразу, которую оба они по нескольку раз повторили в двух вариантах: «Мне никто ничего не говорил, никакой команды я не получал».

Собственно, для собеседника Вовка, у которого начальников хватает и по вертикали, и по горизонтали, в этих словах не было никакого криминала. Но руководитель Национальной комиссии, которую так сильно хотят видеть независимой международные финансовые организации, уж точно не должен ожидать каких-то команд... 

РЕГУЛЯТОР ТЕПЕРЬ В ЗАКОНЕ

В минувший четверг Верховная Рада голосами 250 народных депутатов, наконец, одобрила во втором чтении законопроект «О Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ)».

Как писал «День», Закон определяет, что комиссия осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов природных монополий в электроэнергетике, теплоснабжении, нефтегазовом комплексе, централизованном водоснабжении и водоотводе, переработки и захоронения бытовых отходов, а также обеспечивает проведение ценовой и тарифной политики в этих сферах.

Наибольшую дискуссию в парламенте вызвали сроки ротации членов комиссии и правила делегирования в номинационную комиссию по отбору членов НКРЭКУ представителей от разных ветвей власти.

Согласно принятому тексту законопроекта, комиссия будет состоять из семи членов, назначаемых и увольняемых указом Президента. Закон устанавливает, что замена действующих членов НКРЭКУ будет проходить в три этапа: первых троих членов должны сменить не позже шести месяцев с момента вступления закона в силу, еще двоих — не позже 12 месяцев, остальных — не позже чем через 18 месяцев. Из-за недоверия к действующему составу регулятора ряд фракций требовали ускоренной ротации.

ЧТО ЗА КОМИССИЯ, СОЗДАТЕЛЬ?

Члены НКРЭКУ, согласно закону, будут отбираться номинационной комиссией в составе пяти человек: двоих представителей в нее делегирует Президент, двоих — парламент (от комитета ТЭК и комитета ЖКХ), одного — Кабинет Министров. Глава НКРЭКУ будет избираться членами комиссии закрытым голосованием. Переизбирать его можно будет каждые два года после утверждения первого состава комиссии. Финансирование НКРЭКУ будет осуществляться за счет взносов в спецфонд государственного бюджета, уплачиваемых субъектами рынков энергетики и коммунальных услуг.

Дискуссия вокруг принятого законопроекта не прекратилась и после его принятия. Высказывались и те народные депутаты, кому удалось провести свои предложения, и те, кто потерпел поражение при голосовании.

КАК ОГРАНИЧИЛИ ПРЕЗИДЕНТА?

«Сегодня Верховная Рада отказалась от монопольных полномочий президента Украины формировать состав регулятора на рынке электроэнергии, — рекламировал принятый законопроект первый заместитель главы комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и безопасности Александр Домбровский (фракция БПП),  — До сегодняшнего дня 100% полномочий в этой сфере принадлежали главе государства. Мы приняли законопроект, который дает Президенту право делегировать в комиссию по отбору кандидатов только двух из пяти представителей».

«Далее эта номинационная комиссия, каждый член которой должен быть экспертом по энергетике, будет принимать предложения всех желающих участвовать в конкурсе на должности в НКРЭКУ. После голосования членов номинационной комиссии Президенту будет подано по две кандидатуры на каждую должность члена НКРЭКУ. Из них он может выбрать одного», — процитировала Домбровского пресс-служба БПП.

Народный депутат изложил также порядок ротации членов комиссии: в течение 6 месяцев после вступления закона в силу будут сменены три из семи членов комиссии, в следующие три месяца — еще два и в течение еще трех месяцев — последние два. «Таким образом, за 18 месяцев будет полностью обновлен персональный состав регулятора», — отмечает Домбровскиий.

«КИДОК ДООЛИГАРХИЗАЦИЕЙ»

Не разделяет восторга, звучащего в его комментарии, народный депутат Виктория Войцицкая («Самопоміч»). На своей странице в Facebook она обвинила коллег из комитета по ТЭК в «кидке». Ссылаясь на депутата от БПП Ольгу Белькову, Войцицкая сообщила, что Домбровский  поставил совместную с депутатами от «Самопомочі» Львом Пидлисецким и Аленой Бабак правку по полной ротации на «подтверждение», не предупредив никого из соавторов законопроекта.

«В результате последняя согласованная и компромиссная комитетская версия теперь изменена. Мы искренне искали и достигли компромисса на прошлом заседании комитета! Но кого это интересует, если задача Банковой — сохранить Вовка» (нынешний глава комиссии — Дмитрий Вовк), — негодует Войцицкая.

«Для меня единственное очевидно: сегодня борьба идет не за институциональную реформу регулятора, а за конкретного человека, который обеспечивает выполнение программы по «деолигархизации», которая на самом деле является «доолигархизацией», — подчеркивает народный депутат и делает вывод: — Интересы обычных украинцев снова никого не интересуют и нечего ждать элементарной справедливости никому из нас».

О ЦЕНЕ ИЗ РОТТЕРДАМА

В интервью «Экономической правде» Вовк рассказывал о своих отношениях с Президентом, премьером, двумя министрами энергетики, самым влиятельным депутатом из фракции БПП, энергетическими олигархами, а также о новой формуле «Роттердам + доставка».

Не будем об отношениях... Но вот злополучная формула, как известно, позволила тепловой генерации, в том числе ДТЭК Рината Ахметова и государственному «Центрэнерго», продавать электроэнергию на 15—20% дороже. С учетом НДС новый тариф для них вырос от 118 копеек за 1 кВт.ч до 130 копеек. В результате цена угля по формуле Роттердам + достигла $63 за тонну, в то время как цена без формулы составляет $44,2. Кроме того, НКРЭКУ призывала Минэнергоугля ввести еще и рентную плату на добычу угля.

Тем не менее, БПП, как считает Войцицкая, не без помощи фола сохранил нужного человека во главе регулятора. А главное, формирование кадрового состава комиссионеров НКРЭКУ, вопреки заявлению Домбровского, по сути, осталось в руках Президента. Есть ли в этом какая-то опасность для экономики страны и ее граждан?

«ПОБЕДА»

Отвечая на этот вопрос, координатор жилищно-коммунальных программ общественной сети Опора Татьяна Бойко сказала «Дню»: «Закон об НКРЭКУ — это больше победа. Главное, что есть этот закон и что в нем есть довольно много предохранителей. Влияние Президента на комиссию в значительной мере сокращено. Ведь раньше он формировал НКРЭКУ своим указом. Конечно, в отношении кандидатур все равно придется договариваться. Но очень важно, что Президент теперь формирует не саму Нацкомиссию. Не подбирает ее членов, а только конкурсную комиссию. Такая усложненная процедура существенно уменьшает влияние Президента, особенно в сравнении с тем, что было раньше. В этом и заключается, по моему мнению, победа. Относительно Вовка, то вот вам мой личный прогноз: он пойдет в первой же волне ротации. Я не думаю, что эта фамилия настолько уж важна. Президент оставил себе те полномочия, которые хотел оставить...»

С активисткой Опоры в основном согласен независимый энергетический эксперт Максим Прасолов. Отвечая «Дню», он подчеркнул, что в любом случае «Украина должна выполнять определенные обязательства перед международными донорами, которые обеспечивают сейчас экономическую составляющую нашей страны. Без их денег наша экономика вряд ли будет стабильной. Так что этот закон, принятый большинством парламента, Президент, конечно, подпишет. В любом случае этот закон лучше, чем та законодательная база, которая была. Это компромисс. Ведь независимый регулятор — это оксюморон (сочетание взаимоисключающих слов или словосочетаний). Регулятор по определению зависим. А если он государственный, то он зависит от решения тех или иных политических сил — правящих партий. Нам нужно говорить о создании независимого саморегулируемого энергетического рынка. Сегодня мы на пути к этому. Но для этого необходимо иметь саморегулируемых независимых субъектов этого рынка. Чего у нас пока нет. Поэтому закон о НКРЭКУ можно воспринимать как переходный этап к возникновению такого рынка. Альтернативы ему я не вижу».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ