Наконец-то мы можем точно узнать, чем закончилась история с госбюджетом-2005, без преувеличения, самым обсуждаемым финансовым документом последних лет. Как заявил министр финансов Виктор Пинзеник, «мы довольны результатами выполнения бюджета». Может, это и несколько безосновательно, с учетом снижения роста ВВП, — против 12% прошлогоднего прироста выступают прогнозированные 2,4% в этом году, однако пан министр уверен, что эти показатели столь низки отнюдь не из-за того, что страна весь год плохо работала. Говоря о темпах роста потребительского и оптового товарооборота, он отметил, что первый вырос в этом году на 23%, в то время как последний сильно уменьшился. Это падение, по мнению Пинзеника, и объясняет снижение темпов роста ВВП, основываясь в свою очередь на том, что в 2005 году были уничтожены многие теневые схемы. Так что, суммируя эти два высказывания, можно прийти к мысли, что ВВП-2004 создавали исключительно «теневики». Подобные мнения, кстати, уже высказывались. Однако суть не в том.
Говоря дальше о макропоказателях, Пинзеник коснулся инфляции — индекса потребительских цен. В этом году она составила 10,3%, не вложившись в прогнозируемые бюджетом 9,8%. Впрочем, это и немудрено. На протяжении года большинство аналитиков-финансистов предсказывало, что правительству ни за что не удержать инфляцию на уровне однозначной цифры. И они не ошиблись, хотя по их прогнозам инфляция должна была иметь гораздо более высокий уровень. С этим правительство можно поздравить. Инфляцию прошлого года удалось удержать. Что будет в этом году? Считается, что пока об этом рано думать, и Минфин празднует победу.
Поводы для этого дает ему приемлемый дефицит бюджета. В этом году удалось свести его к 2—2,1% от ВВП. Но тут стоит напомнить, что изменениями, которые принимались в марте, было запланировано 1,7% от ВВП. То есть, по большому счету, первоначальные свои планы правительство так и не смогло выполнить. Зато оно без оговорок может гордиться тем, что в 2004 году дефицит был больше (3% от ВВП). Говоря о балансе бюджета-2005, Пинзеник отметил, что его расходная часть на 21 миллиард превысила первоначально планировавшийся объем. Причинами такого «транжирства», по его словам, стало то, что прежнее правительство, подняв социальные выплаты, не заложило соответствующих сумм в бюджет. И не прими новое правительство мартовских поправок, множество людей остались бы без денег. Особенно пострадали бы при этом пенсионеры, для которых в этом году было выделено всего 6 миллиардов (согласно поправкам, стало 16,3). При этом, по словам Пинзеника, не просто добавили недостающие деньги, взвинтив инфляцию, но и заработали их (20,7 миллиарда). Последняя цифра, с учетом кризисов 2005 года, несколько удивительна, поскольку основной доход государства — выручка от продажи «Криворожстали» (24,2 миллиарда гривен), в этот баланс не вошел. Однако статистика остается статистикой. По словам Пинзеника, доход бюджета этого года составил 84,4 миллиарда гривен. «В прошлом году мы имели феноменальный рост доходов госбюджета — на 63%. С 2000 года такого роста доходов Украина не имела», — подчеркнул министр, отметив, что в отличие от года 2004, когда разница между ростом ВВП и доходами была в 6% в пользу первого, в 2005 году с перевесом в 43% выиграли доходы. Пинзеник объяснил это тем, что в этом году были закрыты многие каналы разворовывания госимущества, нейтрализованы теневые схемы и схемы уклонения от выплаты налогов. Этот довод вообще может считаться любимым аргументом министра финансов для объяснения причин собственных успехов.
Естественно, многие вещи можно объяснить только в этом ключе. Например то, как Государственной налоговой инспекции удалось в этом году заработать на 52% больше, чем в прошлом году. Взнос налоговиков в госказну составил 48,5 миллиарда гривен, или 57% от общей суммы. Успехи в борьбе с тенью, о которых не раз говорил глава ГНАУ Александр Киреев, а сейчас — Виктор Пинзеник, не могут не радовать. Однако за этим так и мерещатся тени ликвидированных СЭЗ и ТПР, среди которых, бесспорно, было немало теневиков, но и немало честных бизнесменов, которым так и не компенсировали убытки. На 100% больше, чем в прошлом, в этом году собрали НДС (33,5 миллиарда гривен), компенсировав, по словам Пинзеника, плательщикам даже чуть больше запланированного объема (13,3 миллиарда). Просроченной задолженности на конец года осталось 642 миллиона. Однако, исходя из жалоб основных экспортных отраслей — горнометаллургического комплекса и зернотрейдеров, реальные цифры могут быть несколько больше. Налог на прибыль также внес свою лепту в бюджетную корзинку — 23 миллиарда гривен, что на 45% больше, чем в прошлом году. Акциз и налог с физлиц, хотя и успешно собирались, однако мало отличаются от аналогичных показателей прошлого года.
Чуть похуже потрудилась в том году таможенная служба. До запланированных показателей не дотянула на какие-то полмиллиарда гривен, но все же превзошла прошлый год на 73%. И снова это — заслуга борьбы с коррупцией, которая хоть и ощущается в цифрах, однако практически не ощутима при посещении чиновничьих кабинетов.
Кроме удачной охоты за финансами, Минфин гордится и успешным их приложением. По словам Пинзеника, в этом году удалось уменьшить госдолг как внутренний, так и внешний, сведя его практически к показателям 2003 года — 77,5 миллиарда, от показателей 2004 года — 85,4. Сейчас Украина должна 78,4 миллиарда. По данным Минфина, в 2005 году объем государственных заимствований составил 12,7 млрд. грн., тогда как погашены обязательства на 13,8 млрд. грн. В целом госдолг Украины сократился с 24,8% от ВВП до 18,9%. При этом валютные резервы страны возросли за минувший год в два раза — до $19,4 млрд., что эквивалентно шести месяцам импорта.
Удалось в этом году преодолеть и диспропорцию между минимальной зарплатой и минимальной пенсией, которая установилась в конце 2004 года после резкого повышения последней.
Относительно прогнозов на текущий год в контексте повышения цен на газ Виктор Пинзеник отметил, что его подорожание для Украины приведет «к дополнительной нагрузке для платежного баланса (около $1,3 млрд.)», но в то же время существенный приток валюты ожидается за счет иностранных инвестиций. «Не сомневаюсь, что платежный баланс 2005 года будет положительным. Иначе говоря, приток валюты больше, чем отток. Есть ли основания в 2006 году говорить об отрицательном платежном балансе? Нет. Предварительные оценки наших специалистов дают по текущим операциям около $200 млн.», — сказал министр. По его словам, исследования влияния роста цены на газ на экономику страны и госбюджет будут продолжены, однако рост цены на газ до $95 за 1 тыс. куб. метров не является критическим для экономики: «С одной стороны, это повышает расходы, но, с другой стороны, — вводит стимулы для бережного расходования ресурсов».
Однако, как показала практика предыдущего года, все прогнозы не имеют смысла до тех пор, пока их не сделает именно то правительство, которому предстоит их реализовывать. Иначе поправки просто сведут все прогнозы на нет.