Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мартовское ценостояние

как признак недогретой экономики
5 апреля, 2006 - 19:24

В марте 2006 года в Украине зафиксирована дефляция на уровне 0,3%, тогда как в феврале инфляция составляла 1,8%, в январе — 1,2%, а всего с начала года 2,7%, сообщил вчера Госкомстат. По его данным, продовольственные товары в марте подешевели на 0,5%, цена на непродовольственные не изменилась, а услуги подорожали на 0,1%. С начала года цены на продовольственные товары выросли на 3,7%, на непродовольственные — на 0,2%, на услуги — на 1,6%. В марте, по данным статистики, больше всего подешевели яйца — на 6,5%, овощи — на 3,8%, мясо и птица — на 1,9%, молоко и молочная продукция — на 1,7%. Как сообщалось, Министерство экономики прогнозирует инфляцию в 2006 году на уровне 10— 10,5% при оптимистическом сценарии и 11,4—11,6% — при пессимистическом.

Данные об уровне квартальной инфляции позволяют говорить об определенной тенденции: украинская экономика получила однозначно положительный сигнал. Ведь в этом году инфляция уже ниже прошлогодней (2,7% против 4,4%). Кроме того, она не просто замедлилась, что для марта традиционно, а и впервые с 2001 года вышла в этом месяце на нулевой уровень и вошла в благоприятные рамки для достижения годового ориентира в диапазоне однозначных чисел.

Является ли эта тенденция установившейся и насколько она создана объективными и субъективными факторами? Для этого в первую очередь следует проанализировать соотношение денежного предложения и спроса.

Последний в марте несколько возрос, хотя в общем его ослабил медленный рост экономической активности в первом квартале. Депозиты физических лиц увеличивались медленнее, чем в соответствующем периоде 2005 г., под влиянием инфляционных ожиданий вкладчиков. Такая же тенденция характерна и для депозитов юридических лиц (в связи с предвыборным процессом). Кроме того, владельцы и до сих пор ощущают угрозу изменения их имущественного состояния. Инвестиционный аппетит компаний все еще не проснулся. К тому же движение депозитов не было восстанавливаемым как в 2005 г. после выборов. Но не было и их предвыборного оттока, как в последнем квартале 2004 года. Уменьшение спроса на деньги привело к незначительному увеличению скорости их обращения, а также ухудшило динамику монетизации. Эти показатели практически повторили соответствующие прошлогодние: скорость обращения в первом квартале выросла на 0,6% против 0,8% в 2005 г., а монетизация уменьшилась на 0,6% против 0,8%.

Экономисты не рассматривают дефляцию как стопроцентно позитивный фактор. Вот и на этот раз она вызвана в первую очередь низкими темпами роста экономики, и соответствующим спадом денежного спроса. То же произошло и с предложением. В первые три месяца нынешнего года показатели изменения монетарной базы впервые с 2001 г. стали отрицательными. В первом квартале предыдущих лет, кроме 1999 и 2001, этого не наблюдалось. База сократилась в 2006 г. на 8,8%, а масса почти не выросла — 0,7% против 11,4% в 2005 г. В то же время изъятие гривневой ликвидности через продажу валюты не компенсировалось достаточным ростом денежного предложения со стороны бюджета, рефинансированием коммерческих банков и операциями с ценными бумагами. Чистая кредитная эмиссия сокращалась вместе с увеличением отрицательного сальдо текущего счета.

Обобщая, можно сказать, что беспрецедентное монетарное сжатие нынешнего года, вызванное продажей валюты, ослаблением спроса на ликвидность со стороны банков и умеренной фискальной активностью правительства было сильнее, чем уменьшение спроса на деньги, и способствовало спаду инфляционного давления. Нынешний показатель инфляции отражает также влияние ожиданий, вызванных выборами, действие сезонного и погодного (особенно в январе-феврале) факторов.

Общеизвестно, что экономический рост «съедает» инфляцию, если он не содержит признаков перегрева. Но в то же время ослабленный тонус экономики подталкивает инфляцию, если рост остается на супернизком уровне. Следовательно, как перегрев так и переохлаждение повышают инфляционные риски. Сегодня динамика роста ВВП (1,5%) скорее является не генератором инфляции, а ее тормозом. Можно прогнозировать, что инфляция возрастет, если динамика ВВП либо упадет ниже сегодняшнего уровня, либо вернется к уровню экономического роста 2003—2004 гг. В то же время баланс между предложением денег и его структурой, с одной стороны, и предложением товаров и его структурой, с другой, не является стойким и время от времени нарушается. Это генерирует выброс инфляционных импульсов на отдельных товарных рынках. Ценовое равновесие при недостаточном товарном предложении устанавливается на повышенном уровне рисков.

Поэтому государство должно следить за уровнем товарного предложения на важнейших рынках и своевременно, рыночными методами, реагировать на угрозы, которые там время от времени могут возникать.

Например, на рынке мясопродуктов риск состоит в ослаблении роли импорта в связи с недавно введенными ограничениями. Готов ли отечественный производитель уже сейчас компенсировать его без нового ценового всплеска? Прогнозируемое уменьшение урожая может стать вызовом в среднесрочном измерении.

Пока сохраняется и стабильность цен на рынке нефтепродуктов. Но уже в апреле-мае по сезонным причинам предложение может стать недостаточным. И тут в очередной раз встанет вопрос о наличии, достаточности и готовности резервов.

Сегодня стабильной является ситуация на рынке сахара. Февральский ценовой всплеск в марте снизился. Но потенциал сезонного спроса может быть усилен мировой тенденцией к дефициту сахара и влиянием соответствующего роста цен внешнего рынка. Готовность к интервенциям государства на этом рынке также остается предметом определенной обеспокоенности. На рынке плодово-овощной продукции и картофеля сезонная инфляция будет выше прошлогодней по причинам, связанным с влиянием погодных условий. Хотя в марте цены на картофель и овощи резко упали, что стало приятной неожиданностью.

Особенно тревожит рынок услуг. Здесь дисбаланс спроса и предложения может быть спровоцирован повышением цен на энергоносители, и в первую очередь, на импортированный газ. Вынашиваются также планы относительно повышения тарифов на электроэнергию для населения. Нет уверенности и относительно стабильности тарифов на транспортные услуги. Могут и далее расти цены на аренду недвижимости, которая передается под найм. Низкий уровень антимонопольного регулирования и нереформированность коммунальной сферы являются опасными факторами, которые могут иметь ощутимое влияние на движение потребительских цен.

Существуют также и, так сказать, политические инфляционные вызовы. Это — низкий тонус экономики в период формирования новых органов исполнительной власти. В этот период не исключено дальнейшее замедление темпов роста ВВП. Это сделает невозможным естественное гашение ликвидности, генерируемой покупкой валюты в последних двух кварталах прошлого года и расширенными бюджетными расходами в декабре.

Если в этих условиях снова возобновится дефицит бюджета, то он может в следующие месяцы выйти за рамки нормативного и подталкивать инфляцию. Очень достоверным является дальнейший рост тарифов на услуги природных монополий. В первом квартале новые цены на газ не привели ко вторичной инфляции. Этот процесс может начаться в третьем квартале под влиянием повышения себестоимости продукции.

Нельзя также исключить новой волны инфляционных ожиданий в ходе политических дискуссий при формировании правительства, руководящих органов Верховной Рады и при просмотре госбюджета. Какими в этих условиях могут быть действия органов власти и регуляторов рынков? Относительно Нацбанка, который в предшествующий период уже максимально использовал свои макроинструменты (в первом квартале проведено сжатие монетарных агрегатов, что еще никогда не происходило в таких масштабах), то можно прогнозировать сохранение всех ставок, что само по себе является позитивным сигналом рынка. А вот Минфин должен принять неотложные меры относительно улучшения фискального администрирования.

В то же время в перспективе можно говорить о более активном использовании курсовых инструментов контроля над инфляцией. Но сегодня едва ли не наибольшим риском для ценовой стабильности является падение темпов роста экономики. Это требует дополнительной кредитной активности.

КСТАТИ

Дефляция, зафиксированная в Украине в марте, является хорошей предпосылкой для решения вопроса об установлении тарифов на электроэнергию и газ на экономически обоснованном уровне, заявил вчера министр экономики Арсений Яценюк. «Такая дефляционная динамика дает возможность правительству более активно работать в вопросе определения экономически обоснованных тарифов как на электроэнергию, так и на газ, — сказал он журналистам и добавил: — У нас есть определенный лаг для того, чтобы не навредить экономическому росту за счет повышения тарифов, которое будет происходить». Между тем эксперты «Дня» сомневаются в компетентности министра в данном вопросе и предполагают, что он действует по принципу «чем хуже, тем лучше».

Валерий ЛИТВИЦКИЙ, руководитель группы советников главы Нацбанка Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ