Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Маска, я тебя знаю!

Кому пошел на пользу бензиново-валютный кризис
19 августа, 1999 - 00:00

На второй вопрос «Что делать?» правительство ответило экстренными закупками бензина и дизтоплива в России, Азербайджане и Греции, а также налоговыми послаблениями для экспортЮров нефтепродуктов. В результате топливный рынок стабилизирован, виновные наказаны, курс доллара снижен. В тоже время обращают на себя внимание некоторые особенности и закономерности всего этого обвала, дающие предпосылки к утверждению о том, что топливный кризис — спланированная акция. Направлена она была на получение дополнительных средств, которые осядут, скорее всего, в предвыборной кассе одного из претендентов и на счетах отечественных нефтяных магнатов, тесно связанных с властью. Поводов для такого рода заключений несколько.

Прежде всего, констатируем тот факт, что весь крупнооптовый нефтяной бизнес сосредоточен в руках нескольких промышленно-финансовых группировок, находящихся под контролем правящей верхушки. Стада мелких, мирно пасущихся на топливном поле фирм, не более чем овцы, задача которых поставлять шерсть и мясо к столу Его Превосходительства. Тем более, что в каждом литре бензина, поступающем в страну, уже заложена определЮнная доля этих самых шерсти и мяса. Таким образом, поднятие цен только привело к получению «жирными котами» дополнительных, баснословных барышей, заработанных ни на чЮм, а увольнение из правительства третьеразрядных чиновников — не более чем кость, брошенная разъярЮнной толпе.

Другим источником «трудовых» поступлений в «закрома Родины» стал, подскочивший на 25-30 %, курс доллара. Полученные от продажи бензина по повышенным ценам средства частично обращались в «зелень». При этом весьма симптоматично выглядело поведение Национального банка в данной ситуации и полная поддержка его Президентом. По свидетельству некоторых аналитиков Национальный банк в разгар кризиса не только не распродавал свои резервы, но и наоборот — скупал доллары. Таким образом, Нацбанк пополнял свои валютные закрома, избавляясь от гривневой массы. Искусственный характер финансовой бури косвенно подтвердил и С. Тигипко, который в ходе пресс-конференции на вопрос журналиста весьма твЮрдо ответил, что курс доллара скоро вернЮтся в рамки валютного коридора или близкие к нему. Итог операции по облегчению кошельков граждан таков: богатые стали богаче, бедные — беднее. Валютные поступления, «неожиданно» свалившиеся на голову Нацбанка, скорее всего, через «связывание» гривневых ресурсов коммерческих банков, опять-таки пополнят чью-то предвыборную кассу. Что же касается национальной денежной единицы, также оказавшейся в изобилии, то часть еЮ определЮнно пойдЮт на погашение задолженностей по выплатам бюджетникам и пенсионерам, что, в свою очередь, благоприятно скажется на шансах г-на Кучмы на предстоящих выборах. Иными словами, он опять в выигрыше.

Наши выводы приобретут дополнительную основательность, если мы рассмотрим свежайшую эпопею развития украинского рынка нефтепродуктов. В июне 1998 года ставка акцизного сбора на высокооктановые марки бензина возросла в 2,5 раза, а на низкооктановые — в 5 раз. В этих, искусственно созданных условиях основными поставщиками нефтепродуктов на украинский рынок стали СП, контролируемые людьми, близкими к правящей верхушке. Если к тому же напомнить читателю о том, что эти СП обладали льготами по уплате пошлин на ввоз нефтепродуктов (т.е. не платили их вовсе), то становятся понятными истинные мотивы увеличения ставок акцизов. Впечатление от явно заказного характера принятого решения, правительство решило скрасить постановлением о приостановлении действия льгот для СП-нефтетрейдеров. Почти сразу же после опубликования данного решения правительства «обиженные» льготники обратились в Конституционный суд. Какое решение примет эта судебная инстанция читатель может отгадать с двух попыток. Но результатом отмены льгот стала ситуация, рассмотренная нами в начале статьи. Таким образом, с какой стороны ни рассматривай проблему, а выводы о неизменном интересе властей в создавшейся ситуации напрашиваются сами собой. Последние события, кроме всего прочего, подтвердили дистрофический характер национальной валюты, боящейся малейшего ветра. Слабо верится в счастливое долголетие гривни, подешевевшей с момента введения в три раза. Однако и глубокие морщины, залегшие на усталых лицах государственных мужей, не вызывают доверия. Неизвестно, чего они больше боятся, — то ли нефтяного кризиса, то ли возгласа: «Маска, я тебя знаю!»

Борис БАРАБАШ, юрист, Алушта
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ