В прошлую субботу премьер-министр Украины Николай Азаров и первый заместитель главы Киевской городской государственной администрации Александр Попов открыли первую очередь реконструированной линии столичного скоростного трамвая.
На линии пропускной способностью в 15—20 тысяч пассажиров в час теперь будет курсировать 40 трамваев. Это, по мнению чиновников, позволит сократить количество автобусов по маршруту следования трамвая на 80 единиц. По словам Александра Попова, трамваи будут курсировать с интервалом две — шесть минут, а весь маршрут можно будет преодолеть за 20—30 минут. «Таким образом, мы решаем транспортный вопрос жителей Борщаговского массива», — заметил первый заместитель главы Киевской городской государственной администрации.
Напомним, что это самая первая линия скоростного трамвая на территории бывшего СССР. Ее сооружение началось в 1975-м и закончилось в 1978 году. В июне 2007 года с целью обновления и модернизации полотна и подвижного состава, что позволит увеличить скорость и уменьшить шумовые эффекты, была начата реконструкция скоростной линии, завершить которую планировалось за 30 месяцев. Однако то из-за нехватки средств, то из-за сложных погодных условий открытие реконструированной линии постоянно переносилось. Хотя, как заметил на церемонии открытия Николай Азаров, правительство, ввиду объективного состояния работ реконструкции, не планировало такое внезапное открытие скоростного трамвая, однако городской власти удалось убедить, что «стахановскими» методами им удастся справиться, и закончить реконструкцию к местным выборам.
Реконструкция, по данным КГГА, обошлась в 365 миллионов гривен. А этих средств, по подсчетам главы постоянной комиссии Киеврады по вопросам транспорта и связи бютовца Дмитрия Олийныка, хватило бы на строительство железнодорожной линии. «По расчетам специалистов Киевского института электротранспорта, за эти средства можно было бы построить не только трамвай, но и железнодорожную ветку «Сапсан», и ездить на Борщаговку со скоростью свыше 200 километров в час», — отметил он. Олийнык напомнил, что инспекция электротранспорта Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства неоднократно останавливала реконструкцию трамвая из-за выявленных нарушений, потому «скоростной» отреконструированная трамвайная линия будет лишь на бумаге.
Между тем власть убеждает, что все неурядицы и недостатки ликвидированы. В частности, как отметил Александр Попов, за два месяца пришлось заменить около 6 километров железнодорожных рельсов. Однако, как рассказали «Дню» на условиях анонимности присутствующие на открытии работники «Киивпастранса», и эта замена была своеобразной. «Зачистили, подчистили старые рельсы, вот вам и вся замена», — иронизирует один из работников.
Более того, из сорока трамваев, которые будут курсировать по скоростной линии, лишь восемь — новые. Семь — приобретены в Днепропетровске на Южном машиностроительном заводе. Еще один — Ленинградского машиностроительного завода, пока лишь «гостит» в Киеве. Остальные 32 — отремонтированные старые машины, которые уже курсировали этим маршрутом.
Обкатывать движение от станции Кольцевая дорога до станции Старовокзальная первую неделю пассажиры будут бесплатно, заверил Попов. Правда, пока еще воспользоваться скоростным трамваем можно лишь на 5 из 13 станций. Кроме Кольцевой дороги и Старовокзальной, открыты станции Ромена Роллана, Гната Юры и Семьи Сосниных. «1 марта мы, давайте вместе, введем ее (в эксплуатацию) окончательно», — сказал Азаров, обращаясь к первому заместителю главы Киевской городской государственной администрации Александру Попову.
Жители Борщаговки радуются, что многострадальная реконструкция таки закончилась. «Чтобы доехать домой, я ежедневно в заторах простаиваю по 1,5 часа, — рассказывает «Дню» работник супермаркета, расположенного около станции Старовокзальная, Наталья. — Конечно, на трамвае будет быстрее».
Хотя позитивный эффект от реконструкции замечают не все... В частности, обещанную звукопоглощающую технологию первые пассажиры отреконструированного трамвая так и не почувствовали. «Стучит, как и стучал», — констатирует пенсионер Георгий Кириллович. А скорость не оправдывает соответствующее название трамвая — лишь 25 км в час. Чиновники обещают увеличить ее с марта — до 30—35 км в час. Однако уже в настоящий момент можно констатировать провал долговременной и затратной реконструкции: киевляне не избавятся от грохота старых трамваев, которые будут «скоростными» лишь за счет уменьшения количества остановок.