Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Метрология реформы

Приблизить чиновников к людям должен децентрализованный бюджет
31 мая, 2006 - 19:17

Одной из главных тем выступления Президента Виктора Ющенко во вторник в Донецке стала административно-территориальная реформа. Подчеркнув мысль о неотложности ее проведения, Президент отметил, что она предполагает проведение фискальной реформы, обеспечение бюджетной самодостаточности регионов и рациональное распределение полномочий между органами местного совета. «Каждый квадратный метр территории должен давать прибыль — это вопрос к местным органам власти», — сказал Ющенко, излагая смысл реформы. Глава государства отметил, что Украине необходимо кардинально изменить модель бюджетного планирования, взяв за основу формирование местных бюджетов, а не центрального: «Необходимо, чтобы бюджет территорий не шел за центральным бюджетом, а наоборот». При этом Президент указал, что проведение эффективной административно- территориальной реформы может стать объединительным фактором для всех регионов страны. «Убежден, вокруг основ этой новой региональной политики мы имеем партнеров в каждом регионе», — сказал Ющенко.

К сожалению, в стране укоренился не слишком благоприятный подход к любым реформам. Это ремонт, который никогда не закончится, считают некоторые. И сторонников административно- территориальной реформы за последние несколько лет больше не стало. Однако политическую поддержку этот проект имеет. Ее сторонниками остаются социалисты, БЮТовцы и «нашеукраинцы». Свою готовность продолжить работу над проектом этой реформы, цель которой дальнейшая децентрализация власти и денег в Украине, они на днях подтвердили внесением пункта об админреформе в коалиционное соглашение.

Однако быть ли все-таки в Украине административно-территориальной реформе в ближайшие годы? Ведь среди ее сторонников пока что довольно мало рядовых граждан. Конечно, все новое всегда пугает. С подобной проблемой столкнулись, в частности, и те, кто ратует за НАТО, потому что среди дезинформированных граждан трудно найти единомышленников. Кроме того, реформирование административно-территориального устройства отпугивает многих своей сметой. Как и любая другая реформа, она обойдется налогоплательщикам недешево. На проведение административно- территориальной реформы в Украине, как считает «ее отец», экс-вице-премьер по этому направлению правительственной работы Роман Бессмертный, необходимо по меньшей мере 20 миллиардов гривен, в том числе только для Киевской области — более 800 миллионов.

Главной задачей для нынешних реформаторов является привести украинское законодательство в соответствие с Европейской хартией о местном самоуправлении, которое еще 10 лет назад ратифицировала Верховная Рада. В этой хартии отмечено, что именно органы местного самоуправления обеспечивают эффективное и близкое к гражданину управление и непосредственное участие человека в государственных делах, и именно это является одним из главных демократических принципов. Выполнение этой задачи приблизит нас к Евросоюзу, а европейский опыт административно-территориальной реформы, безусловно, пригодится. Об этом на прошлой неделе во время круглого стола «Административно- территориальная реформа в Украине: проблемные аспекты и пути их преодоления» говорила президент общественного Центра институционального развития, народный депутат Наталья Прокопович. И европейцы живо отозвались на ее призыв давать Украине рекомендации по этому поводу.

Старший эксперт по конституционному праву Университета города Фрайбург (Германия) профессор Томас Вюртенбергер, например, считает, что прежде чем внедрять в Украине децентрализацию, следует сначала применить, как в Германии, отдельные элементы конкурентного федерализма. Т.е. дать областям и районам с общинами больше гибкости в определении их территориального разделения и организации управления. Однако легко ли будет Президенту предоставлять при нынешних обстоятельствах такую возможность, например, Донецку или Харькову, которые и без того стремятся к федерализации? Эксперт считает, что это правильно, ведь в пределах той или иной области может быть принято решение о дальнейшем существовании районов. Возможно, в Германии этот «фокус» и прошел, но в нынешних политико-экономических обстоятельствах в Украине такая перспектива выглядит достаточно сомнительной.

Зарубежные эксперты в один голос говорят, что украинскую админреформу следует перевернуть вверх ногами. Т.е. она должна начинаться «снизу» — с общин. Однако здесь возникает определенный диссонанс: «низы», уверена, этой реформы не хотят. Им она невыгодна. Ни один из руководителей районов или городов просто так не откажется от власти, которая ему однажды уже была дана. Так что не факт, что админреформа пройдет спокойно и под общие аплодисменты...

КОММЕНТАРИЙ

Виктор АНТОНЕНКО, мэр Броваров, вице президент Ассоциации городов Украины:

— По моему убеждению, система территориального устройства нуждается в изменении, но условия для этого еще не сложились. Другое дело — перестройка местного самоуправления, с тем, чтобы приблизить его к людям. Именно об этом, кажется, и говорил в Донецке Президент. Но для этого в первую очередь необходим значительный материальный ресурс. Теперь мы его будем иметь. Это — продажа земли предприятиям, которые хотят работать в нашем городе. А что касается бюджетных проблем местного самоуправления, то наша позиция заключается в том, что бюджеты должны формироваться не сверху вниз, а наоборот — снизу, от местного самоуправления. И очень хорошо, что такого мнения придерживается и Президент, когда говорит об административно-территориальной реформе и о том, что ее частью должна стать реформа фискальная. Мы уже и сегодня ориентируемся на то, чтобы каждый метр земли в Броварах приносил максимальный доход. Но вопрос еще и в том, чтобы при его распределении в местном бюджете опираться на так называемые социальные стандарты, по которым очень легко определить, сколько именно средств должно выделяться на потребности одного налогоплательщика в здравоохранении, образовании, культуре и тому подобное. Именно за счет этого должен формироваться городской бюджет, а не так, как сейчас — что осталось. Работая на уровне самоуправления, мы и в дискуссиях, и в практической работе будем отстаивать именно такие положения административной реформы, о которых говорил Президент. Ведь для нас это не какая-то там теория, а ежедневная практика реализации многочисленных потребностей граждан. Взять, к примеру, содержание, реконструкцию и строительство городских дорог. Для этого у города есть сегодня всего один фискальный источник: налог со владельцев автотранспорта. И он дает меньше двух миллионов гривен в год. Тогда как нам крайне необходимо заасфальтировать около 110 улиц... В прошлом году, используя как бюджетные средства, так и помощь инвесторов, мы вложили в дороги 7 миллионов. Но люди говорят — мало! А если бюджет будет формироваться снизу и по социальным стандартам, то вырастет как минимум на 30—40%. Только тогда городское самоуправление реально, а не на словах приблизится к людям. И не нужно будет менять никаких административных границ...

Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ