Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Международная отчетность: альтернативы нет

Внедрение МСФО в Украине нужно тщательно подготовить
7 ноября, 2007 - 18:36

Правительством одобрена Стратегия применения международных стандартов финансовой отчетности в Украине. Документ предусматривает ряд шагов, направленных на то, чтобы украинские предприятия вели учет и составляли финансовую отчетность по международным стандартам.

В случае реализации положений этого документа и принятия Верховной Радой законопроекта «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам бухгалтерского учета» (представлен на рассмотрение ВРУ 27.06.07) бухгалтерам многих предприятий придется работать по-новому. С 2010 года ведение учета, предоставление и обнародование финансовой и консолидированной финансовой отчетности, составленной по международным стандартам, станет не результатом свободного выбора, а обязанностью предприятий — эмитентов ценных бумаг, входящих в листинг торгов на фондовом рынке, банков и страховщиков. Выгоды от внедрения МСФО делают ее достаточно привлекательной. В результате предприятия получают возможность выхода на международные рынки, привлечения дополнительных инвестиций, так как отчетность, составленная по МСФО, более информативна и понятна для иностранных инвесторов. Кроме того, внедрение МСФО позволило усовершенствовать организационную структуру предприятий в целом и учета в частности.

Но готовы ли украинские предприятия и государственные органы к обязательному предоставлению отчетности по международным стандартам? Всеукраинский бухгалтерский клуб «Баланс» совместно с редакцией журнала «Баланс» собрал за круглым столом главных бухгалтеров крупных предприятий Украины, которые уже на практике составляют отчетность по МСФО. В обсуждении также приняли участие ведущие аудиторы и ученые, работающие в области бухучета, специалисты государственных органов.

Все участники круглого стола были единодушны в том, что составление отчетности по МСФО является важной составляющей программы по привлечению иностранных инвестиций в украинскую экономику. Впрочем, в большинстве случаев отчеты по МСФО составляются не бухгалтерами предприятий, а международными аудиторскими компаниями на базе годовой отчетности предприятий, составленной по национальным стандартам. А это влечет за собой дополнительные (достаточно существенные) расходы на оплату услуг консультантов и оценщиков, а также создает дополнительную нагрузку на бухгалтерию предприятия, ведь для составления отчетности по МСФО от бухгалтера требуется предоставить дополнительную информацию. Кроме того, составление отчетности по МСФО не совсем коррелирует с украинским налоговым законодательством и практикой его применения. Но и этим проблемы не исчерпываются.

Сегодня в Украине просто нет достаточного количества бухгалтеров, квалификация которых позволила бы им вести учет и составлять отчетность по международным стандартам. Соответствующие программы повышения квалификации стоят достаточно дорого. И даже крупное предприятие с трудом может позволить себе обучить всех сотрудников бухгалтерии новой системе ведения учета. Кроме того, индустрия автоматизации бухгалтерского учета разработала немало замечательных продуктов на основе национальных стандартов ведения учета. При переходе на международную систему предприятиям придется потратить значительные средства на разработку и внедрение новых программ автоматизации. Таким образом, цена обязательного внедрения международных стандартов для украинской экономики может составлять десятки миллионов гривен, которые предприятиям придется потратить на организацию работы своих бухгалтерий.

Участники круглого стола приняли меморандум, который направлен в Министерство финансов и Верховную Раду Украины. В нем, в частности, отмечается, что внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности — это принципиально новое мышление, а никак не инструкции, приказы и рекомендации. И переход к нему требует времени. Поэтому решение о том, чтобы применять МСФО, предприятие может принимать только добровольно. В то же время такой подход невозможен без кардинальной перестройки многих других законодательных и нормативных актов Украины, которые, в первую очередь, регулируют порядок определения объектов налогообложения и представления финансовой отчетности в органы статистики и Госкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. Ведь для определения данных для налогового учета предприятие все равно будет вынуждено параллельно вести учет и по МСФО, и по П(С)БУ (действующее законодательство не позволяет определять налоги по данным учета, который ведется не по национальным стандартам). Данные отчетности по МСФО, представленные госорганам, не могут быть использованы для определения макроэкономических показателей (статистическая отчетность также ориентирована только на данные учета по национальным стандартам и не предусматривает их совмещение с данными других систем учета).

Кроме того, для добровольного применения МСФО необходимо опубликовать ее профессиональный перевод, а если в нее будут вноситься изменения, своевременно переиздавать МСФО.

В процессе перевода на МСФО проводится разовый пересмотр оценок активов, обязательств и капитала предприятия до уровня их справедливой стоимости. И здесь важно даже не столько то, что предприятие тратит на это много времени и средств. Нужно учитывать, что при этом возможны спекуляции как с завышением, так и с резким занижением прибыльности и финансовой устойчивости. А это — дополнительный риск как для внешних пользователей финотчетности (инвесторов, кредиторов, госорганов и др.), так и для самого предприятия и его собственников.

Нельзя также пренебрегать необходимостью разработки программ обучения принципам МСФО с ориентацией на их практическое применение, в том числе и при постановке бухгалтерского учета. Причем эти программы должны быть удобными для практикующих бухгалтеров, для чего к их разработке следует привлекать ведущих специалистов-практиков, имеющих опыт в постановке и ведении такого учета и отчетности.

Вместе с тем, как отмечается в меморандуме, для малого бизнеса (юридических лиц) нет необходимости изменять кардинально принципы бухгалтерского учета (нельзя отменять двойную запись). Участники круглого стола пришли к выводу, что для малого бизнеса следует оставить методологию учета по ныне существующим национальным стандартам.

Ольга ПАЛИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ