И теория, и практика в деле применения минеральных удобрений сходятся в одном: увеличение урожая до 35%, не говоря уже о его качестве, зависит от наличия в почве удобрений. По словам президента Союза химиков Украины Алексея Голубова, если бы в нашей стране существовала государственная программа помощи сельскому хозяйству, включающая использование минудобрений, то последствия прошлогоднего продовольственного кризиса были бы значительно легче. Это мнение прозвучало в Алуште, где проходит представительная конференция, посвященная развитию рынка минеральных удобрений и агрохимии в странах СНГ.
Существующие сегодня мощности позволяют нам производить около 4,2 млн. тонн минеральных удобрений в год. Реально же в 2003 году их производство составило 2,5 млн. тонн. При этом более 70% продукции пошло на экспорт. Отечественный аграрный сектор потребляет от 230 до 300 тысяч тонн в год. То есть потенциал развития внутреннего рынка минеральных удобрений очень высокий, однако тормозит его платежеспособность аграриев, по-прежнему низкая. Эта ситуация на рынке сложилась в 90- х годах прошлого века, и она продолжает оставаться доминирующей. Именно девяностые заставили промышленников не только наращивать экспорт, но и диверсифицировать рынки. Причем происходило это на фоне неуклонного ухудшения технологического состояния производственных мощностей. Сегодня специалисты говорят, что даже своевременное и стопроцентное финансирование затрат на капитальный ремонт оборудования не может обезопасить производителя от аварий и внеплановых остановок. Технику необходимо обновлять, а реконструкция, например, только одного аммиачного агрегата требует до 20 млн. долларов вложений. Экспортная ориентация для украинских химиков в течение всего периода падения внутреннего спроса давала хоть какой-то шанс выжить и еще как-то развиваться. И сегодня экспорт как возможность улучшать финансовое положение, по сути, безальтернативен.
Хотя тут тоже есть свои нюансы. Скажем, раньше рынки Китая и Индии были очень выгодными и перспективными для производителей азотных удобрений. Но прошедшее десятилетие полностью изменило ситуацию: Китай, временно закрыв свой рынок, нарастил собственное производство более чем в десять раз и уже не нуждается в импорте. Индия, в свою очередь, тоже подняла показатели, увеличив выпуск на 14 млн. тонн в год. В Украине о подобных масштабах даже и мечтать не приходится. Кроме низкой платежеспособности внутреннего рынка, другим фактором, влияющим на его наполнение, являются цены на внешних рынках. Специалисты отмечают, что при падении спроса производители сразу вспоминают о внутреннем рынке, цены на котором более-менее стабильны или, по крайней мере, легко прогнозируемы. По словам А. Голубова, в этой ситуации правительство должно выступить регулирующим органом и упорядочить отношение производителей к внутреннему рынку. Кроме того, необходима более отработанная система компенсации аграриям хотя бы части затрат на приобретаемые ими у отечественного производителя минеральные удобрения.
В этом году в государственном бюджете впервые было предусмотрено на эти цели 140 млн. грн. Для сравнения: в США необходимость поддержки своего сельского хозяйства оценили в более чем 70 млрд. долларов, а Евросоюз, опасаясь доминирования на своих рынках американской продукции, принял аналогичные меры. В Казахстане государство компенсирует до 40% затрат на удобрения. Похоже, что наши чиновники либо напрочь забыли, что такое неурожай, либо во всем берут пример с России. Наши стратегические друзья запланировали выделить из бюджета только 900 млн. рублей, да и то на защиту растений, и пообещали еще 500 миллионов, но это уже в том случае, если объявится саранча.