Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мировая торговля сжиженным газом снижается

Впервые за тридцать лет. Но, как уверяют эксперты, это кратковременно
20 июня, 2013 - 11:12

Мировой рынок газа впервые столкнулся с несколько необычным явлением. Торговля сжиженным (СПГ) газом начала снижаться. В ежегодном обзоре компании BP Statistical Review of World Energy говорится, что объем поставок упал до 239 млн т с 242 млн т в 2011 году, 318 и 322 млрд куб м соответственно.

Промышленная добыча и транспортировка СПГ началась в 1965 году на Аляске и с тех пор непрерывно росла. По мере усовершенствования технологии добычи и спуска на воду больших танкеров торговля сжиженным газом увеличивалась. Даже в период экономического кризиса поставки росли. В 2009 году они выросли на 40 млн т, а в 2010-м — на 19 млн т. Основным двигателем роста тогда, с одной стороны, стал Катар, наращивающий экспорт СПГ, а с другой стороны, растущее потребление в Южной Корее и Китае. В 2012 году закупки газа на 10% увеличила Япония, правительство которой заморозило атомную энергетику из-за аварии на АЭС «Фукусима».

Введенные против Ирана санкции, хотя они и касались нефти, заставили многих потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе подумать о переориентации, в первую очередь электроэнергетики, на газ. Рынок сжиженного газа и ранее показывающий высокую динамику роста продолжал увеличиваться. Рост спроса привел к увеличению предложения. Кроме монархий Персидского залива, сжиженный газ начали поставлять Алжир и Ливия. Несколько позже к ним присоединилась Нигерия. Также на экспортный рынок вышли Перу и Йемен. С другой стороны, Кувейт и Малайзия стали импортерами СПГ.

В последнее время наблюдается и противоположная тенденция. В ряде европейских стран спрос на сжиженный природный газ резко снизился, их экономика находится в рецессии или переживает стагнацию. В частности, Великобритания снизила объемы закупок этого вида топлива почти вдвое, Франция — на треть.

Пока сжиженный газ в Европе составляет около 26% общего объема потребления. Рост цен на нефть, а цена трубопроводного газа к ней жестко привязана, привел к аналогичным процессам и на газовом рынке. По данным BP, средняя цена СПГ для Японии в минувшем году составила 16,76 долл. за миллион британских термальных единиц (Btu) (600 дол. за 1000 куб. м) по сравнению с 14,73 (527 дол.) в 2011 году. Десять лет назад этот показатель составлял 4,27 дол. (153 долл. за 1000 куб. м).

Второй составляющей снижения потребления газа является переход электроэнергетики на уголь. Добыча последнего растет в США, Австралии и Вьетнаме. В Германии также ряд электростанций переведен на уголь.

В результате на рынке газа действуют прямо противоположные процессы. В Европе потребление газа уменьшается на фоне рецессии, в США, Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Китае, Индии потребление растет.

Бум потребления и производства СПГ поддерживается выздоровлением американской экономики. Сланцевая революция привела к снижению цены газа в США и Канаде, а рост добычи приведет к интервенции этого газа в сжиженном виде на европейские, а затем и на другие рынки. Ожидается, что в 2015 году на мировой экспортный рынок выйдет Канада, а в 2016-м — США.

По мнению аналитиков, замедление мировой торговли СПГ будет носить временный характер. По прогнозу BP, уже в этом году ожидается рост на 5,4 млн т (7,2 млрд куб. м). С одной стороны, это связано с увеличением числа импортеров сжиженного природного газа. Сейчас его потребляют около 30 стран, но число их скоро значительно увеличится. Как пишет The Financial Times, строительство соответствующих терминалов по приемке газа планируют Пакистан, Сальвадор, Уругвай, ЮАР, Бахрейн, Хорватия, Филиппины, Ямайка, Польша и Литва. Интересно, что один из крупнейших экспортеров СПГ — Индонезия — разработала программу закупок этого энергоресурса для удовлетворения растущего спроса внутри страны.

Число экспортеров СПГ также увеличивается. Летом этого года заработает завод по сжижению газа в Анголе, а также новые терминалы в Австралии. В Мозамбике и Танзании, одобрены долгосрочные планы по развитию поставок СПГ.

В восточной части Средиземного моря открыты весьма перспективные запасы газа. Израиль практически полностью удовлетворяет свои потребности в газе за счет добычи на месторождении Тамар. В ближайшее время Кипр и Израиль начнут совместную добычу газа в экономических зонах двух стран. Наряду с планами строительства трубопровода из Кипра на Балканский полуостров обе страны начинают строительство терминалов по сжижению газа для поставок в первую очередь на европейский рынок.

На сегодняшний день на рынке газа наблюдается превышение предложение над спросом. Это давление неизбежно приведет к ограничению цены. Это относится не только к сжиженному, но и к трубопроводному газу. Широко разрекламированный Северный поток в настоящее время загружен наполовину и поставки по нему являются убыточными. Еще не начатое строительство Южного потока уже конкурирует с трубопроводами из Азербайджана, в дальнейшем также из Туркмении и Казахстана, через Турцию на Балканы и Италию. При этом длина трубопроводов растет, соответственно увеличиваются и затраты на транспортировку.

С сжиженным газом ситуация несколько иная. Хотя сейчас имеется дефицит танкеров, но в ближайшее время он будет восполнен. На выходе крупнотоннажные танкеры, способные перевозить значительно большие объемы газа. Соответственно транспортные затраты если не будут падать, но и расти тоже не будут. А это серьезное конкурентное преимущество СПГ перед трубопроводным газом.

Такие тенденции на рынке газа, а по мере разработки сланцевых нефтяных песков, и нефти непосредственно касаются и Украины. Если трубопровод из Азербайджана по территории Турции будет проложен, то имеет смысл построить терминал по приему СПГ. И возить его не через Босфор со всеми его гидрографическими проблемами, а из грузинских и турецких портов. Плечо доставки весьма короткое, затраты минимальные.

Во-вторых, следует серьезно задуматься о необходимости масштабной разработки украинских сланцевых месторождений, по крайней мере, в ближайшее время. Вполне возможно, что средства на их освоение можно было бы более эффективно использовать для импорта СПГ из близлежащих стран. Характерно, что Польша, которая имеет значительные запасы сланцевого газа, фактически приостановила их разработку, но усиленно строит терминалы по приемке сжиженного газа. То же самое относится к добыче шахтного метана, что значительно увеличило бы безопасность работы наших шахтеров.

Хотя «Газпром» настаивает на привязке цены на газ к нефти, очевидно, что в ближайшее время его европейские партнеры добьются пересмотра этой уже устаревшей формулы, вплоть до обращения в соответствующие арбитражные суды. К тому же подходит время окончания многих долгосрочных договоров на поставки газа, некоторые были заключены более 20 лет назад.

Задачей Украины является использование возникшей благоприятной конъюнктуры и повышенного предложение на рынке газа. В Москве упрямо считают, что на Россию будет играть повышение спроса на энергоресурсы в ближайшей перспективе и сознательно игнорируют рост поставок сжиженного и сланцевого газа. При этом российские планы по строительству терминалов и заводов по производству сжиженного газа систематически срываются. Похоже, что с выходом на этот рынок Россия уже опоздала.

Не опоздала бы Украина.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ