Будет ли она господствовать в сфере энергосбережения после газового конфликта
До недавнего времени тема энергоэффективности была популярна и постоянна разве только в специализированных СМИ. Остальные обращались к этой общественно важной тематике от случая к случаю (исключением является «День», где рубрики ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ, а также проект «За энергонезависимую Украину» постоянны). Все изменил газовый конфликт... Когда импортный газ в страну не попадал, отечественные медийщики в поисках злободневной информации начали интересоваться в том числе и альтернативными источниками энергии, технологиями энергосбережения и тому подобным. И наконец об этом начали говорить не только в специализированных программах или журналах, но и в рядовых телевизионных выпусках новостей и ежедневной общественно-политической прессе. Очевидно, тот факт, что наши восточноевропейские соседи замерзали, не оставил равнодушными ни журналистов, ни их аудиторию.
Хотя, не было бы у «Нафтогаза» рекордного количества газа в подземных хранилищах — для Украины тема альтернативных источников энергии могла бы стать еще более актуальной... И граждане бы массово покупали электрокотлы, электрообогреватели, кто более осведомлен и с деньгами — еще и ветряк, солнечные батареи и тому подобное. Но от этого ситуация бы не получила меньший драматизм.
Сейчас все вздохнули с облегчением: газ есть в хранилищах, газ будет и в трубе, пусть даже значительно более дорогой. И мода на альтернативные источники энергии, на диверсификацию энергоснабжения пройдет?
Тем, кто считает, что теперь наконец-то в Украине по-настоящему займутся энергоэффективностью, можно напомнить хотя бы ситуацию 2006 года. Тогда под Новый год Россия также поставила Украине ультиматум относительно новой цены на газ. И в отечественных подземных газохранилищах почти не было газа. Нашу страну вполне могла постичь участь, например, Балкан этой зимой. Так вот: с тех пор реализовалось много реформ, касающихся энергосбережения, альтернативных источников энергии?
Специалисты эту хроническую проблему Украины с проведением реформ связывают с политическими мотивами. Ведь любое действующее правительство не осмеливается на сложные, непопулярные и долговременные реформы, так как не уверено, что продержится столько при власти, чтобы собрать с них хорошие плоды. Приоритет предоставляется быстрым и популярным у простых людей реформам, которые могут поднять политический рейтинг.
Как утверждают экономические эксперты, в дальнейшем такая практика может привести «в никуда»... Так, в структуре потребления первичных энергоресурсов Украины газ составляет около 41% (нефть — 18,4%, уголь — 24,3%, атомная энергия и другие — 16,3%), что в три раза больше, чем в мире, и в два — чем в Европе, рассказывает «Дню» экономист Борис Кушнирук. «Например, Франция в 2005 году использовала 48 миллиардов кубометров газа, Испания — 30 миллиардов, Польша — 13 миллиардов, тогда как Украина использовала 76,4 миллиарда... Украина должна серьезно заняться изменением топливно-энергетического баланса!»
Кушнирук в пример отечественным чиновникам ставит поляков. В Польше, по его словам, энергобаланс на 65% обеспечивается углем, на 19% — нефтью и лишь на 11% — газом, другими видами энергоносителей — 5%. «Понятно, что в таких условиях газовый шантаж Польши просто невозможен, тогда как против Украины применить его вполне реально, — говорит эксперт и делает вывод: — Украина должна поставить перед собой задачу в кратчайшие сроки, в течение двух-трех лет, сделать очень серьезные реформы (металлургическую отрасль полностью перевести на альтернативные источники энергии, так же и остальную промышленность, кроме химиков, у которых газ — это сырье). Очевидно ненормально и то, что занижают цену на газ отечественного добывания. Это же не стимулирует его! Отдельная тема — жилищно-коммунальное хозяйство...»
Но опять же: рискнут ли должностные лица делать данные реформы почти перед выборами? «Если цена на энергоресурсы будет расти, то у них просто не будет иного выхода, — уверен Борис Кушнирук. — И в таком случае возможен ряд позитивных изменений: в данную отрасль придется приглашать частных инвесторов. А для того, чтобы они пришли, придется менять «правила игры». Это же изменение, по его мнению, поможет бороться с коррупцией.
Но пока должностные лица колеблются, местные энтузиасты давно действуют... вместе с европейцами. Так, как сообщил «Дню» исполнительный директор Ассоциации «Энергоэффективные города Украины» Анатолий Копец, в данное время Европейская комиссия реализует очень интересную инициативу, которая называется Конвент мэров, то есть Соглашение городских глав. «Не ожидая инициатив правительства, мы думаем, что было бы хорошо, если бы Украина просто приобщилась к этим соглашениям и начала реализовывать подобные программы на местном уровне совместно с европейскими партнерами... Европейская комиссия не возражает против того, чтобы украинские города участвовали в этой инициативе, она уже приняла много наших городов как полноценных участников. Поэтому часть украинских городов будет реализовывать европейскую политику на своей локальной территории. Основа этой политики — повышение энергоэффективности. Причем не сегментарно, а везде. Город фактически начинает выстраивать свою собственную политику из энергоэффективности», — рассказывает Анатолий Копец.
Любой рост цены энергоресурсов резко привлекает внимание к энергоэффективности. Более того, она становится рентабельной... И в данном случае нам не нужно выдумывать велосипед, отмечает исполнительный директор Ассоциации. Для этого, на его взгляд, достаточно лишь использовать удачный опыт других стран... «Мы пытаемся приобщить к этому процессу как можно больше украинских городов...— продолжает Копец. — Ведь этим делом должно заниматься не только правительство, но и местная власть. Энергоэффективность начинается не с центра, а снизу».
В любом случае, моду на энергоэффективность Украине лучше было бы использовать и реализовать в конкретных реформах как на местном, так и на общегосударственном уровне как можно скорее. Иначе украинские СМИ обречены рассказывать о способах сэкономить энергию, добыть альтернативную и тому подобное только тогда, когда стране не будет хватать традиционных в одну из холодных зим...
КОММЕНТАРИЙ
Павел КАЧУР, исполнительный директор Альянса «Новая Энергия Украины», экс-министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства:
— Я полностью разделяю опасения «Дня»: это может быть только мода. И очень не хотелось бы, чтобы эта мода исчезла с окончанием отопительного сезона. Потому что, если говорить о конкретных действиях, то сегодня нельзя сказать, что мы видим политику правительства, которая определяется как политический приоритет и соответственно поддерживает его: как организационно, так и финансово.
Если посмотреть бюджет на 2009 год, то там можно увидеть очень скромную сумму — 25 миллионов на возмещение процентов за кредит в политике энергосбережения. Это значит, что такая политика просто отсутствует. Ведь говорить и не подкреплять — это имитация...
А, например, по нашим расчетам, Украина может заместить 25 миллиардов кубометров российского газа, если отнесется к политике энергосбережения как к задаче государственного значения.
Что касается жилищно-коммунального хозяйства, то оно, прежде всего, требует кредитного ресурса для того, чтобы за счет экономии вернуть эти позаимствованные средства. Это должно быть основным механизмом. Если он будет введён, это значит, что мы лишь за счет самоокупающихся проектов в пределах пяти лет можем существенно сократить потребление и улучшить экономику генерации и передачи единицы тепла.
Но угроза того, что ничего в этом плане не будет происходить, есть. И я эту угрозу связываю с тем, что украинские политики, к сожалению, действуют по принципу один-полтора года перспективы. А нам нужно говорить о проекте минимум пятилетнего срока... Это очень серьезная проблема. Поэтому риск отсутствия изменений остается. А это, в свою очередь, означает, что мы 30—40% энергии (это относительно энергетического сектора) будем расходовать неэффективно. Зато если сравнить наши данные с европейскими, то мы можем иметь запас в 2—2,5 раза.