Компанию «Орион-Киев» все, кто знаком с раскладом газовых сил, знают. Ее роль на Киевщине можно сравнить, скажем, с вкладом Индустриального союза Донбасса на Донетчине или компании «Интерпайп» — на Днепропетровщине. И тем не менее руководитель «Ориона» Александр Онищенко (он не только торгует чужим газом, но и разрабатывает газовые месторождения Полтавщины) определил в разговоре с корреспондентом «Дня» газовый бизнес как сплошные долги.
Единственное, что несколько утешает Александра, это то, что сам он должен меньше, чем должны ему. Так, долг «Орион- Киев» «Нефтегазу Украины» 29 млн. грн., а долг потребителей газа «Ориону», по словам А.Онищенко, около 50 млн. грн.
Но угрозу своему бизнесу он видит в другом. «Ситуация в экономике складывается так, — говорит А.Онищенко, — что не трудно предсказать переход всего энергетического бизнеса, в частности, торговли нефтью и газом в монополию государства». По мнению Александра, скоро частного бизнеса в этой сфере просто не будет.
Не дожидаясь наступления тяжелых для него времен, Онищенко решил диверсифицировать свой бизнес, буквально ворвавшись в сферу, от которой прежде был очень далек. Говорит «Мисс-Украина 1995 года» Влада Литовченко: «Александр принял очень мудрое решение, позволившее нам быстро стать в ровень с основными конкурентами. Он не стал создавать новую структуру, а использовал свои контакты в Европе и организовал в Киеве представительство очень известного во Франции, а также в Италии и США модельного агентства «Карин». Не прошло еще и года (в сентябре мы будем официально отмечать первую годовщину), а десять наших моделей уже работают за границей — такого результата добивались немногие».
Переход от торговли бесцветным и бесплотным газом к работе с трепетными юными созданиями, еще только вступающими в мир... Стоят ли за этим бизнесом большие деньги, согласуется ли он вообще с понятием о морали, не превращается ли в торговлю живым товаром? Саша на этот вопрос отвечает так: «Сейчас модельный бизнес в Украине особых денег не приносит, а раз так, то он попадает в зону сворачивания. Все, что не дает денег, закрывается. Своими финансовыми вливаниями мы удерживаем его на плаву, не даем умереть. Для меня это сейчас словно хобби. И важен результат: пусть красота остается. Не знаю, спасет ли она мир. Для меня важно спасти ее. А девушек, которые едут на работу за рубеж, спасать не надо. После завершения контракта, а срок, как правило, не больше 3 месяцев, они возвращаются домой».
— Каково им жить на чужбине?
— Судите сами. У нас оплата модели за участие в шоу порядка $100 в день. Но в связи с упадком экономики и этих денег никто не платит — дают $30-50. Там же минимальная оплата модели, участвующей в шоу, тысяча долларов. Но это — не легкий хлеб. Пробиться за рубеж очень сложно. Зато оплата, действительно, достойная. Вот у нас Леся Опришко работала в Париже. Так ее заработок доходил до 10 тысяч франков в месяц.
— А что от этого перепадало агентству?
— Мы получаем 10% комиссионных. Но деньги эти не изымаются из дела, а в него же и возвращаются. Нужно готовить новые поколения моделей, показывать нашу страну миру с самой красивой стороны.
Влада Литовченко также отвергает версию о торговле живым товаром. «Мы как агентство часто участвуем в каких-то акциях или спонсируем их, и наши девушки совершенно добровольно, без принуждения участвуют, не получая никакого вознаграждения. Естественно, ими движет желание улучшить свой имидж, повысить рейтинг. Но даже и тогда, когда речь идет о поездке за рубеж, наши модели не чувствуют себя объектом торговли. Скорее, речь может идти о соперничестве, соревновательности — перспективный контракт за рубеж хочется получить каждой. К примеру, одна из ведущих наших моделей — 16-летняя Любовь Захарова подписала недавно контракт с компанией «Кристиан Диор». Покажите мне девушку в Украине, которая бы от него отказалась...».
— А если бы газотрейдера Александра Онищенко перспективы работы на рынке энергоносителей не заставили обратить внимание еще и на модельный бизнес, ваше агентство могло бы на что-то рассчитывать?
— Без него нам бы, конечно, не выжить. И уж во всяком случае не войти в группу ведущих модельных агентств Украины. Сейчас идет резкое падение рынка рекламы. Работы и заказчиков стало меньше, обострилась конкуренция. Но наш бизнес и само агентство остаются рентабельными. За исключением, конечно, крупных акций, для которых нам приходится искать спонсоров.
А что думает по этому поводу тот, кто «заказывает музыку» для «Карин»?
Александр Онищенко: «Находить деньги для модельного бизнеса, хотя мне нравится этим заниматься, становится все труднее. В прошлом году мы ежемесячно продавали по 50 млн. кубических метров газа. В этом году ситуация очень сложная. С одной стороны газ нам достается труднее, а с другой — потребители расплачиваются за него еще хуже. По этому году пока никаких цифр назвать не могу. Все зависло на нулевой отметке. Но у «Карин» хорошая динамика и неплохие перспективы. И опыт мировых модельных агентств, в которых крутятся огромные деньги, мне подсказывает: если даже газ кончится, то модели меня не подведут».