Качество украинского мороженого уже достигло общемировых стандартов, а его вкусовые качества постепенно заставляют покинуть наш рынок импортеров «сладкого снега». Правда, как заявил «Дню» заместитель генерального директора Ассоциации «Украинское мороженое» Иван Касаткин, зайти к нам производителям иностранного мороженого сложно, поскольку цены на него значительно выше украинских. Именно поэтому в 2004 году экспорт мороженого из Украины в 3 раза превысил импорт.
Во времена становления рынка наши производители, стремясь сэкономить на качестве, использовали в технологиях более привычную для Запада технологию приготовления сливочного мороженого с растительными жирами. Но украинцам гораздо привычнее наше традиционное мороженое, содержащее много животных жиров. Именно поэтому практически все крупные производители (в Украине шесть компаний- лидеров, занимающих 92,6% рынка. — Авт. ) стараются вернуться к прежним стандартам. Как отметила председатель наблюдательного совета ОАО «Луганскхолод» Наталья Королевская, выпуская новый продукт, комбинат сверяется с мировыми тенденциями, однако в первую очередь учитывает вкусы украинцев. А наш потребитель, по словам менеджера ОАО «Ласунка» (г. Днепропетровск) Андрея Якименко, выбирает классику: белый пломбир, шоколадный пломбир, глазированное, с орехами или с добавлением украинских фруктов. Именно эти сорта, которые выпускает каждая компания, продаются лучше всего. Все остальные, по словам Наталии Королевской, работают на имидж: их широко пиарят, они заставляют говорить о компании и выступают ее лицом, однако по объемам продаж они все равно уступают классическому украинскому мороженому.
Но выпуская новый имиджевый продукт, ни одна украинская компания не решилась последовать примеру японцев, предложивших россиянам мороженое со вкусом рыбы. Как заявил «Дню» председатель правления Союза мороженщиков Украины Вячеслав Выгодин, считающий, что между рынком мороженого Украины и России особых различий нет, причина игнорирования такой экзотики нашими операторами — непресыщенность потребителя и относительно невысокий уровень конкуренции, при котором операторы не нуждаются в подобных методах привлечения внимания.
Впрочем не все украинские производители с ним согласны. Например, президент компании «Рудь» (ОАО «Житомирский маслозавод») Петр Рудь в беседе с «Днем» заверял, что украинский рынок мороженного достаточно заполнен и уровень конкуренции уже достаточно высок. Правда, по словам Наталии Королевской, таким рынок стал только на протяжении двух последних лет. Раньше основной тенденцией было демпингование и стремление выиграть за счет качества, делая цену невысокой. Кроме того, из-за пренебрежения рекламой некоторую часть своих потребителей мороженщики уступили производителям прохладительных напитков, пива, конфет.
Сейчас ситуация меняется. Вместе с рынком выросло и качество потребления: рынок согласился с аргументами производителей, заявлявших, что дешево и нерентабельно можно продавать только два или три наименования, иначе дешевизна станет ударом по качеству и репутации фирмы. Поэтому сейчас, когда вырисовались лидеры, всем приходится завоевывать клиента не дешевизной, а качеством, создавая такие новинки, которые могли бы понравиться потребителю и стать законодателями моды. Это, по словам Андрея Якименко, заставляет операторов каждый год пересматривать ассортимент, реанимировать старые и вводить новые сорта, стремясь не отставать от конкурентов.
Такая гонка за лидером, как рассказал «Дню» заместитель министра аграрной политики Сергей Мельник, привела к тому, что рынок мороженого — ныне один из лидеров среди рынков пищевой продукции. Выпуская ликвидный товар и имея широкий круг покупателей, он активно развивается. Однако, по словам Мельника, для дальнейшего развития рынок нуждается в сырье, с которым и возникают проблемы. Наряду с отсутствием единых стандартов качества на мороженое, в Украине нет и стандартов качества молока — основы для производства мороженого. Операторы жалуются: если на рынке и есть качественное молоко, то покупать его часто бывает накладно. Однако такого молока на рынке мало. Многие молочные предприятия, стремясь выиграть в цене, разбавляют молоко, добавляют в производные от него — сухое молоко и сгущенку, растительные жиры. Как заявила «Дню» завпроизводства ЗАО «Геркулес» (г. Донецк) Татьяна Рыбакова, у комбинатов нет возможностей определять качество молочных продуктов. Поэтому остается надеяться только на принятие нового ГОСТа для украинского мороженого, который бы позволял строже контролировать добросовестность производителей сырья и готового продукта.
Но проблема «холодного» рынка не только в сырье. По словам президента Ассоциации «Украинское мороженое» Игоря Бартковского, в стране производят линии для изготовления мороженого, однако делается это часто по-старинке, без использования новейших технологий. Поэтому неудивительно, что большинство крупных операторов работают на заграничном оборудовании — за украинскими технологиями просто нет будущего. Тем не менее далеко не все мороженщики могут позволить себе оснастить весь завод иностранной техникой.
К сожалению, как заметил «Дню» директор ООО «ЮрияФортуна» (г. Черкассы) Олег Урсул, скоро даже на самых современных линиях будет некому работать. По его словам, практически ни одно учебное заведение не готовит специалистов для отрасли.
Впрочем, и это не самая большая проблема для производителей мороженого. Больше всего их беспокоит погода. По словам Наталии Королевской, результат рынка зависит от погоды на 50%. Поэтому сейчас главная задача — «отвязать» рынок от погоды. Сейчас, по словам Олега Урсула, пришло время прививать украинцам культуру зимнего мороженого, расширяя ассортимент рулетов, тортов и мороженого в пластике. Если все пойдет, как задумано, ассоциативный ряд «лето — мороженое» будет разорван и украинцы будут есть его круглый год.