Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мозговой центр аграрных рекордов

Виктор КИРИЧЕНКО: Самая большая мечта селекционера — создать национально-международный продукт, который будет кормить весь мир
18 августа, 2011 - 19:20
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СОРТА ПШЕНИЦЫ ЛУЧШЕ ИНОСТРАННЫХ И УСТУПАЮТ ТОЛЬКО СТЕПЕНЬЮ РАЗРЕКЛАМИРОВАННОСТИ, ГОВОРИТ ВИКТОР КИРИЧЕНКО / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО «РОСТСЕЛЬМАШ»

Украинская власть в последнее время особое внимание стала уделять теме растениеводства. Вырастить столько своих овощей и фруктов, чтобы накормить всю страну — такую задачу отраслевому министру недавно поставил глава Кабмина Николай Азаров. Так что, похоже, фермерам и аграриям стоит запасаться качественными семенами. Один из самых мощных отечественных селекционных центров сегодня находится в Харьковской области — это Институт растениеводства им. В. Я. Юрьева Национальной академии аграрных наук Украины (НААН). Харьковская юрьевская научная школа признана одной из лучших не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Продукцию института активно используют во всех областях Украины, а также в России, Беларуси, Казахстане, Турции, Португалии, Северной Америке. А роялти от продажи научных разработок юрьевских ученых-селекционеров кормят не только институт, но еще параллельно работают на благо аграрно-промышленного комплекса (АПК) региона и страны в целом. Поэтому о секретах действенного научного потенциала, который все больше становится реальным производственным ресурсом, «День» расспрашивал директора Института растениеводства им. В. Я. Юрьева, доктора сельскохозяйственных наук, профессора, академика НААН, заслуженного деятеля науки и техники Украины Виктора КИРИЧЕНКО.

— Уже много лет подряд (начиная с 2004 по 2010 год) Институт растениеводства постоянно завоевывает звание «Производитель лучших отечественных товаров». В чем секрет успеха?

— Высоких результатов помогает достигать профессиональная, высококвалифицированная, сплоченная и прогрессивная команда. В работе мы опираемся на глубинные научно-теоретические исследования своих предшественников и на современные достижения коллективов лабораторий. То есть происходит диверсификация теоретических исследований с прикладной деятельностью — это и дает хорошие инновации разнообразных сельскохозяйственных культур. Институт работает над разработкой новых сортов и гибридов озимой пшеницы (мягкая и твердая), ржи, тритикале, проса, гороха, кукурузы, подсолнуха, ячменя. То есть Институт растениеводства выступает своего рода отечественным гипермаркетом растениеводства.

И приятно, что результаты нашей работы сегодня высоко оценивают не только в Украине, но и за границей. Харьковские разработки присутствуют на рынках Северной Америки, Португалии, Турции, Болгарии, что дает возможность реально обеспечивать АПК конкурентоспособными селекционными инновациями. Только за последние три года в производство поступила новая серия сортов и гибридов полевых культур, которую уже имели возможность оценить в Украине, в Российской Федерации, в Казахстане.

Институт работает над инновациями в растениеводстве, которые завоевывают мировые рынки. У разработанных нашими учеными сортов высокие показатели урожайности, хорошая адаптивность к разным климатическим условиям и стабильно высокое качество продукции. Например, озимая пшеница «Василина» полностью отвечает национальному стандарту лучшего качества муки. Причем это подтверждено не только украинскими институтами центральной лаборатории государственной службы по испытаниям, но и соответствующими компаниями в Турции, Армении, Иране и других странах.

«ЗАКОНОДАТЕЛИ ПОДСОЛНЕЧНОЙ МОДЫ»

Институт растениеводства имени В.Я. Юрьева НААН также один из основных отечественных разработчиков селекционных инноваций подсолнуха. Успешность этих разработок подтверждает то, что харьковские гибриды занимают почти треть всего украинского подсолнечного поля. Так, гибрид подсолнуха «Дарий», кроме хорошей урожайности, имеет высокое содержание олеиновой кислоты, а «Капрал» — пальмитиновой кислоты (то есть отвечает критериям пальмового масла). При этом названные гибриды еще и стойкие к основным возбудителям болезней, в том числе к ненастоящей мучнистой росе, фомопсису и заразихе, что дополнительно превращает их в более экологические и экономические. Так что сегодня Институт — один из законодателей подсолнечной моды. Есть также пивоваренный ячмень без остей.

— Какие разработки Института являются предметом особой гордости?

— В коллекции Центра генетических ресурсов растений Института находится 135 тысяч образцов разных сельскохозяйственных культур, собранных со всего мира. Это очень хорошая генетическая база, которой хватит украинским ученым-селекционерам на сотни лет. Собственная же коллекция разработок института содержит 400 сортов и гибридов, из которых активно высевается на полях свыше 200 единиц. Среди них стоит выделить несколько любимых, приносящих основной коммерческий успех. Это гибрид подсолнуха «Ясон», которым сегодня засеяно почти полмиллиона гектаров в Украине да еще 50 тысяч гектаров — в России.

Очень популярные сорта проса «Слобожанское» и «Казацкое», зерно которых имеет яркий желтый цвет, хороший вкус, а также большое содержимое в зерне фоллиевой кислоты. Именно последняя необходима человеку для нормального зрения. Предмет особой гордости — горох «Царевич», «Камертон», «Оплот», пшеница — «Василина».

— Институт только производит семена или занимается и их продажей?

— Чтобы поддерживать систему семеноводства гибридов и сортов собственного производства, нужно эти разработки выращивать на опытных участках и хозяйствах. Поэтому семена производим и продаем. При этом хочу сказать, что Институт сам себя кормит. И на одну копейку бюджетных денег дает 1,5 — 2 копейки прибыли.

— Сколько продукции поставляете на внутренний рынок?

— Сегодня нашими сортами и гибридами засеяно около трех миллионов гектаров в Украине, 100 тысяч гектаров — в России и 35 тысяч — в Западной Европе.

— Какие страны охотно покупают украинские семена?

— Желающих много. И сегодня Институт присутствует на рынке с партиями семян. Однако, на мой взгляд, нужно расширять формат взаимодействия с иностранными покупателями: параллельно с партиями семян нужно продавать готовый научный продукт. Речь идет о разработке определенного сорта или гибрида сельскохозяйственного растения и о передаче права на его выращивание. Это нужно делать, так как держать в рабочих коллекциях столько сортов, которые никогда не реализуем на своей территории, не совсем разумно. Нужно создавать и продавать готовые сорта или гибриды, чтобы мир их попробовал, а через два-три года снова пришел в Украину за новыми. Именно такой метод наиболее экономически выгоден. Разработка одного сорта стоит в среднем два-три миллиона долларов, а, продав его, Институт сможет переоснастить свою научно-техническую базу. Ведь мы говорим, что наше главное преимущество — качество. А качество достигается не тяпкой и лопатой, а новейшим дорогим оборудованием. Думаю, что осенью 2011-го или в начале 2012 года Институт начнет продавать готовую научную продукцию.

— Какие страны интересуются приобретением украинских разработок, и что именно они бы хотели купить?

— Речь идет о крупных транснациональных компаниях, таких как «Дьюпонт Пионер». В числе потенциальных покупателей есть и Турция, Россия. Все они интересуются соей, подсолнухом, озимой пшеницей.

— А как вам на рынке работается рядом с крупными зарубежными семенными компаниями? В равных ли условиях проходит рыночная борьба?

— Мы привыкли работать в рыночных условиях. Никаких преференций нам не нужно. Клиентов мы берем качеством и хорошей репутацией. И если к нам тянутся и хотят вместе работать транснациональные компании, то это — лучшее доказательство нашей профессиональности и рыночности.

Главное преимущество зарубежных компаний — развитая маркетинговая сеть и многолетний менеджерский опыт. Нам этого не хватает, но зато у нашего Института есть уникальный генетический запас в хранилищах, который позволит успешно работать еще 1000 лет.

— Время от времени слышатся упреки со стороны аграрных экспертов, что в Украине нет хороших семян пшеницы. Вы с этим согласны?

— Украинская пшеница — одна из лучших в мире. Отечественные сорта пшеницы даже лучше зарубежных и уступают только степенью разрекламированности. На мой взгляд, лучший ответ подобным критикам — информация о том, что мощные иностранные компании хотят покупать готовый украинский научный продукт (семена пшеницы), и не только ее. А это, скажу вам, самая большая мечта селекционера — создать национально-международный продукт, который будет кормить весь мир.

«ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗЕРНОВЫХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НА 30 — 35%»

— Поддерживаете ли вы мысль, что Украина еще не полностью использует генетический потенциал зерновых, поэтому ее урожаи могут быть, как минимум, вдвое выше?

— В среднем, генетический потенциал зерновых на украинских полях сегодня используется на 30 — 35%. В 2008 году, когда зафиксировали рекордный для независимой Украины урожай зерновых, этот показатель приблизился только к 65 — 80%. Его удалось поднять благодаря тому, что каждый день утром выпадало по 1 — 1,5 мм осадков. Для аграриев Украины самая главная проблема — дефицит влаги в воздухе. У нас постоянно присутствует так называемая воздушная засуха, негативно влияющая на продуктивность растений. Однако эту проблему можно решить, красиво продумав и организовав систему орошения воздуха, как это сделали на юге Франции в районе Тулузы. В таком случае урожайность повысится в разы.

— Как опытный научный работник посоветуйте, на что Украине делать ставку: на «органику», на традиционное земледелие или работать в направлении ГМО?

— Я бы очень осторожно относился к ГМО, потому что окончательной точки в вопросе «Хорошо это или плохо?» наука так и не поставила. В то же время, и без ГМО Украина имеет запас развития. Я уже говорил, что национальное хранилище позволяет украинским ученым еще в течение многих лет создавать сорта и гибриды благодаря классической селекции, которые будут давать урожаи не хуже, чем генмодифицированные конструкции растений. Органическое же земледелие — очень перспективное направление. Но стоит помнить, что полученная таким образом продукция будет дорогой, а урожаи — уменьшатся. Поэтому, по-моему, должен быть компромисс между всеми этими направлениями.

Причем важно не забывать еще об одном — переработка остатков сельскохозяйственных культур, которые сегодня в Украине имеются. Речь идет об альтернативной энергетике. По-моему, нецелесообразно экспортировать 25 миллионов тонн зерна. Лучше его часть направить на развитие животноводства и уже готовую продукцию поставлять за границу. 10 — 15% от 25 миллионов тонн зерновых можно пустить на биотопливо.

«ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА ПРОВОЦИРУЕТ ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ»

— Нужно ли из-за изменения климатических условий изменять зональную структуру посевных площадей в Украине?

— За последние 100 лет температурные показатели в разных регионах возросли на 0,8 — 3,5 градуса. Прохладная весна и знойная осень нуждаются в смещении посевов озимых культур. Если, например, на севере Украины озимую пшеницу сеяли 24 августа, то сегодня ранее 5 сентября в поле нечего заезжать. То же и на юге и в центре страны. Увеличение вегетативного периода отдельных сельскохозяйственных культур и сортов дает возможность получить еще больший урожай. Поэтому климатические изменения происходят. Соответственно должны изменяться и посевные площади.

— А какие культуры появятся на украинских полях из-за изменения климатических условий?

— Пальмы, конечно, расти не будут, но такая культура, как сорго, более стойкая к засухам, может стать альтернативой для пшеницы или ячменей на определенных территориях. Сегодня уже начинают сеять турецкую фасоль — нут, которую можно использовать в борщ, пироги.

— Премьер-министр Николай Азаров недавно поставил задачу отраслевому министерству увеличить выращивание украинской плодовоовощной продукции, чтобы накормить украинским всю страну. Что для этого нужно сделать? И как вы считаете, почему украинцы ежегодно начиная со второй половины зимы, едят египетскую картошку, польские яблоки, капусту и морковь?

— За последние 20 лет мало внимания уделялось этим направлениям. Чтобы исправить ситуацию нужно помнить, что плодовоовощные культуры без орошения практически невозможно вырастить. Если правительство хочет, чтобы украинцы ели домашнюю капусту и яблоки, нужно думать об орошении посевных территорий. И здесь на помощь придут современные технологии, которые без проблем помогут решить этот вопрос.

— Сегодня много говорят о развитии украинского АПК. В правительстве даже предлагают равняться на Бразилию. А каким вы видите аграрное будущее Украины?

— Украина никогда не будет Бразилией, потому что последняя осваивает целину. У нас же черноземы, которые на 70% распаханы. Чтобы добиться успеха, единственное, что нам нужно, — позаботиться об удобрении земли, сохранении гумуса, правильном орошении посевных территорий и механизации процессов. Каждую заработанную на селе копейку нужно вкладывать в технику и новейшее оборудование, потому что техническая отсталость чувствуется везде.

В будущем, по-моему, Украина будет кормить полмиллиарда людей во всем мире. Эта задача является вполне посильной, ведь Украина ежегодно может собирать 80 миллионов зерновых и 15 миллионов масличных культур.

СПРАВКА «Дня»

За почти вековую историю в Институте создано свыше 400 сортов и гибридов 17-ти полевых культур. В Реестр сортов растений Украины занесены 143 селекционных инновации и 54 родительских компонента, в Реестр Российской Федерации — соответственно 28 и 11, Беларуси — 1, Казахстана — 3, Турции — 1. При этом в Западной Европе и Северной Америке коммерчески используются четыре селекционных инновации. Юрьевские сорта и гибриды ежегодно занимают свыше 1,3 миллиона гектаров с годовым экономическим эффектом свыше 2,2 миллиарда гривен. Институт имеет четыре региональных представительства в России и шесть фирм сателлитов, ориентированных на выращивание харьковских селекционных инноваций.

Беседовала Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ