Планы реверсивных поставок в 2013 году в ходе ІV ежегодного Украинского энергетического форума озвучил заместитель председателя правления «Нафтогаз України» Вадим Чупрун. Кроме того, по его словам, до 5 миллиардов кубометров Украина в текущем году должна получить от немецкой компании RWE.
«После решения технических вопросов, а также формирования хорошей конъюнктуры на спотовом рынке Европы компания подпишет контракты покупки-продажи относительно поставок из Словакии и Венгрии», — отметил Вадим Чупрун.
По словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Эдуарда Ставицкого, Украина может импортировать из Европы до 30 миллиардов кубометров газа, который полностью удовлетворяет потребности страны. Впрочем, отечественные эксперты по-разному оценивают реалистичность подобных перспектив.
«Я думаю, что Украина должна была бы иметь такую возможность — получать 30 миллиардов кубометров газа с Запада на Восток. Это будет самым лучшим аргументом в поиске общего языка с Газпромом и нормальных рыночных цен», — говорит президент энергетического клуба Q-Club Александр Тодийчук.
Между тем, директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич возможные максимальные объемы импорта из Европы оценивает в вдвое меньшую цифру, чем Ставицкий. «Реальные потенциальные возможности — приблизительно 14 млрд. кубометров газа в год. 30 млрд. возможны лишь в том случае, если Украина за свои деньги или за какие-то привлеченные достроит достаточно серьезные транзитные мощности», — считает эксперт.
Отметим, по словам Ставицкого, с ЕС уже есть полная договоренность и четкий план, который стороны должны выполнить в ближайшее время. При этом цена импортированного из Европы газа, как отметил министр, будет отвечать цене газа на спотовом рынке. Теперь же Украина получает из ЕС около 1 млн. 800 тыс. кубометров газа в сутки.
Между тем у Газпрома «Нафтогаз України» в этом году планирует купить лишь 18—20 миллиардов кубометров газа. Как заявил Вадим Чупрун, этого объема «голубого топлива» стране полностью хватит. Впрочем, как на это отреагируют российские коллеги, пока неизвестно. «Мы их предупредили, что будем меньше брать, а вот как выйдет — увидим», — отметил Чупрун.
Но украинские специалисты не очень верят в снисходительность российского газового монополиста. В частности, как отмечает эксперт по энергетике Александр Нарбут, украинская сторона теперь не имеет серьезных козырей для пересмотра газового контракта. Поэтому сознательно рискует в очередной раз натолкнуться на штрафные санкции со стороны «Газпрома».
«Потребности украинского рынка — 50 миллиардов кубометров газа, — напоминает Нарбут. — Как Украина может купить лишь 20 миллиардов? Когда эта цифра будет согласована в контракте, чтобы Газпром больше не имел к Украине претензий?».
Напомним, в прошлом году Украина, по данным Минэнергоуголь, сократила импорт природного газа на 26,5%, или на 11,663 млрд. кубометров по сравнению с 2011 годом — до около 32,939 млрд. кубометров. Между тем в соответствии с контрактом с Газпромом от 2009 года, ежегодно «Нафтогаз» должен импортировать как минимум 33,3 млрд. кубометров газа.
Эксперты не исключают, что в итоге Украина может-таки лишиться возможности самостоятельно руководить своей ГТС. Как известно, украинская власть не скрывает намерений найти новую схему управления трубой. «Мы ведем переговоры с нашими партнерами на Западе и Востоке о разделении бизнеса: сама ГТС как система остается в государственной собственности, а мы приглашаем принимать участие бизнес на условиях, которые мы в настоящее время заканчиваем разрабатывать», — сказал на форуме вице-премьер-министр Украины Юрий Бойко. По его мнению, такая система управления ГТС наиболее оптимальна для Украины.
К ТЕМЕ!
Михаил ГОНЧАР:
Вопрос консорциума останется там, где был до этого все 12 лет, — на исторической свалке...
Россию не устроит трехсторонний консорциум по управлению украинской газотранспортной системой при участии Украины, Евросоюза и России. С такой позицией выступил в Киеве вчера президент Русского газового общества Валерий Язев. «Я думаю, что «Газпром» не согласится на трехсторонний консорциум. Такая неразбериха при управлении ГТС не в интересах России, и это ни к чему хорошему не приведет. Нас интересует прямое участие «Газпрома» в управлении украинской трубой или передача ее «Газпрому», — резюмировал русский гость. И хотя это заявление носит неофициальный статус, оно достаточно красноречивое. Особенно если учесть то, что тема украинской «трубы» приобрела активное оживление в треугольнике Европа-Украина-Россия.
По словам Язева, в случае передачи ГТС русской стороне Украина будет получать соответствующую арендную плату. Русскую сторону, отметил он, могут устроить разные договоренности с Украиной, но только БЕЗ УЧАСТИЯ ЕС! «Для «Газпрома» есть смысл только в долгосрочной аренде, поскольку капиталоемкость по поддержке работоспособности очень большая», — сказал он. Впрочем, на этом откровения президента Русского газового общества не закончились — он пошел дальше. Иными словами, дипломатически на неофициальном уровне разъяснил «газовые аппетиты» России относительно Украины. При условиях строительства и наличия обходных газопроводов — «Южный поток» и «Северный поток» «Газпром» интересует в первую очередь подземные хранилища газа на Западной Украине. «Сейчас у нас нет транзитных рисков. Мы их уже сняли. Ценность ГТС — в ее подземных хранилищах газа, а не в самих трубах», — объяснил причину русской заинтересованности Язев.
Что же, можно сказать, что Россия устами своих негласных визави сделала Украине предложение с четким и единственно возможным вариантом дальнейшего развития событий. И главный вопрос теперь к украинской власти: согласится ли она так легко сдать «трубу» и пойти на поводу у газового консорциума на двоих? С этим вопросом «День» обратился к директору энергетических программ Центра «Номос» Михаилу ГОНЧАРУ:
— Вопрос консорциума останется там, где был до этого все 12 лет — на исторической свалке. Двусторонний консорциум для Украины категорически неприемлем, а трехсторонний не принимает Россия. 11 лет назад этот вариант не сработал именно по вине России. После подписания общего заявления «Кучмы-Шредера» относительно изменения формата переговоров (с двусторонних на трехсторонние) относительно последующей судьбы ГТС все начинания накрылись медным тазом. И сейчас ситуация повторяется, потому что России нужен монопольный контроль над украинской газотранспортной системой, хотя полностью публично отказаться от движения в сторону России украинские политики, по-видимому, не смогут. Но, вероятнее всего, будет иметь место сугубо теоретический трехсторонний формат консультаций. ЕС готов в этом посодействовать, но при условии, что два других участника этих перегововров будут готовы к диалогу.
Наталья БИЛОУСОВА «День»