В апреле экономика демонстрировала неплохие темпы (реальный ВВП вырос на 6,2%) и находилась в пределах видимости контура целевого бюджетного ориентира (6,8%). Конечно, темпы роста ВВП меньше потенциальных (7,5%— 9,5%), а также ниже мегатренда 2000—2007 годов (7,4%). Но по сравнению с мировыми они выглядят ускоренными. Прирост номинального ВВП (266,5 млрд. грн. за четыре месяца) находится на уровне исторического максимума для этого периода года. К сожалению, показатель общего роста цен (31,2%) — индекс-дефлятор — также достиг беспрецедентно высокой отметки. Разрыв его с динамикой реального ВВП существенно увеличился. Опираясь на такой огромный инфляционный налог, ВВП пересечет по итогам года 900-миллиардную отметку. «Ценовое разбухание» номинальной базы, очевидно, позволит выполнить план доходов бюджета даже и при условиях гипотетически возможного ослабления темпов роста промышленного производства и отставания в приватизации. При этом реальные доходы граждан будут повышаться темпами, которые более стремительны, чем прошлогодние. К сожалению, так же быстро обесценятся сбережения прошлых лет.
В прошлом месяце состоялось третье с начала года ускорение роста ВВП: в феврале до 5,8%, в марте — до 6,0%, в апреле — до 6,2%. Однако для того, чтобы говорить об экономическом спурте предлога нет. Текущий апрельский сдвиг отражает только позитивное воздействие более низкой базы сравнения 2007 года. Реально же произошло замедление динамики на 0,8%.
Очень важно сравнивать темпы изменений макроэкономической пары. В марте инфляция ускорилась с февральского уровня 2,7% до 3,8%, а рост ВВП — с 5,8% до 6%. В апреле несколько лучшая картина: инфляция замедлилась с мартовских 3,8% до 3,1%, вместо этого ВВП поднял траекторию на 0,2% (с 6% в марте до 6,2%). Это скромное, но важное изменение тенденций.
Но экономический рост все еще опирается на инвестиционный фундамент последних лет. Нынче не такой надежной стала конъюнктура внешнего спроса. В частности, цены на энергоносители растут, на металлы стабилизировались, а зерновой экспорт в последнее время был самозаблокирован. «Минусовый» чистый экспорт, в большей мере, чем год назад, сдерживает наращивание динамики ВВП.
К счастью, не спадает тяга у внутреннего потребительского спроса. Бум расходов продолжается. Торговля увеличила валовую добавленную стоимость за четыре месяца на 15,3% против 14,7% за первые три месяца. Год назад (январь—апрель 2007 г.) упомянутый показатель составлял 14,9%. Потребители «шопингуют» с нарастающим аппетитом. Это — «ветер в паруса роста», но на короткий период. Если инфляцию не приостановить, потребительский спрос уже в третьем квартале претерпевает эрозию.
Год назад рост «подталкивала» экспансивная монетарная политика. База и масса денег в январе-апреле выросли, соответственно, на 2,5% и 8,2,%. В этом году проводим якобы контрактивную, а не проциклическую политику. Но база и масса за первые четыре месяца также составляли 2,2% и 8,5%. Разница с прошлым годом незначительная. Ситуация в апреле наконец начала меняться. Кредиты в апреле 2007 года выросли на 10,3% В нынешнем году — на 2,8%. Но это не «сбило с ног» ни движение ВВП, ни восходящую динамику промышленности. Это связано с тем, что в предыдущие годы сформирован значительный запас финансового «жирка». Экономика не сидит на монетарной диете и сейчас. Иначе откуда такие темпы, которые в некоторых отраслях (торговля, машиностроение и др.) имеют даже двузначные показатели.
Кроме торговли, ВВП двигает вверх перерабатывающая промышленность. В январе—апреле она выросла на 9,4% (на 0,4% больше, чем за первый квартал). Продолжает сдерживать экономику сельское хозяйство: как и в январе—апреле имеем 0,4%, что равно статистической погрешности. Год назад в этот период рост в этой отрасли составлял 3,3%.
Как и в 2007 году, государство усиливает свои позиции в распределении ВВП. Темпы чистых налогов на продукты в январе—апреле составляли 9,7%, что на 2,1% больше чем в январе—марте, хотя на 5,7% меньше, чем год назад.
Использованный ВВП продолжает «стоять» на плечах инвесторов и даже мощнее, чем год назад. Ускорилось вхождение прямых иностранных инвестиций. В первом квартале 2007 года — $1,7 миллиарда. В этом году — $2,4 миллиарда. О роли инвестиций свидетельствует динамика машиностроения — 32,9%, строительных материалов — 20%.
Роль частного потребления является высшей, чем год назад. Реальные доходы в январе—марте выросли на19,8%, год назад — на 11,1%. Экономика поддерживается с двух сторон — потребительским спросом и инвестициями. Год назад — по большей части из инвестиций.
Имеем уже и признаки перегрева. Оптовые цены и дефлятор повышаются беспрецедентно высокими темпами. Сдерживает движение ВВП отрицательный чистый экспорт. Как и год назад, импортеры передают иностранным государствам отечественный ВВП быстрее и масштабней, чем экспортеры ввозят его из других стран. Ситуация выглядит хуже, чем год назад. Дефицит торгового баланса составляет $4,1 миллиарда против 1,6 миллиарда в 2007 г. (январь—март). Конечно, реальный обменный курс в этом году является менее благоприятным для экспорта. Ревальвация РЕОК вышла на 2,9%. В январе—апреле 2007 года она составляла 1%.
Как будет действовать в этих условиях Нацбанк? По-видимому, нам не стоит принимать близко к сердцу денежный допинг роста. Дадим больше ликвидности — разгоним инфляцию, замедлим рост сбережений, кредитов. Как следствие, вместо поддержки через полгода будем иметь задержку роста ВВП. Кроме того, нам всем нужно понять, что укрощение инфляции стоит того, чтобы «заплатить» за него охлаждением экономики на 1—3%. Тем более, что она сама по себе склонности к спаду не демонстрирует... Нас должна беспокоить не инфлуэнция от переохлаждения экономики, а инфляция от ее перегрева.