Конец прошлой недели ознаменовался для Фонда госимущества Украины двойным достижением. В этот день украинский парламент наконец-то принял закон о фонде, который в случае подписания Президентом сделает данный госорган полностью легитимной организацией. И в тот же день фонд, словно оправдывая такое доверие законодателей, провел один из наиболее прозрачных за последнее время приватизационных конкурсов. 9 декабря был определен победитель в конкурсе по продаже 25% акций «Киевэнерго», который обогатил бюджет на 450,5 миллиона гривен (при рыночной стоимости пакета акций 162,5 миллиона).
Последний раунд конкурсного поединка за 25% акций «Киевэнерго» был быстротечным, но результативным. В нем сошлась тройка олигархов первого порядка (с одной стороны — Ринат Ахметов, а с другой — Игорь Коломойский и россиянин украинского происхождения Константин Григоришин). Изначально позиции бойцов, представленных крупнейшим частным вертикально-интегрированным энергохолдингом Украины ДТЭК и публичным акционерным обществом (ПАО) «Полтаваоблэнерго», были почти равны. ПАО предложило за этот пакет акций 432,305 миллиона гривен, а DTEK Holdings Ltd (Кипр), управляющая компания энергохолдинга ДТЭК, лишь немногим больше — 432,5 миллиона (на 195 тысяч гривен больше стартовой цены). Но в финале ДТЭК сделал шаг к победе и назвал новую цену — 450,5 миллиона. «Полтаваоблэнерго» на этом высоком рубеже было вынуждено прекратить борьбу...
В конкурсе могли участвовать как иностранные инвесторы, так и, по сути, любое энергопоставляющее предприятие Украины. Но конкурировать с ДТЭК отважилось только сравнительно небольшое «Полтаваоблэнерго».
Ожидаемо победил сильнейший. За несколько дней до начала конкурса первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев отмечал: «Правительство заинтересовано, чтобы продажа состоялась прозрачно, на конкурсных принципах и по реальной цене, а инвестор и в дальнейшем вкладывал ресурсы в развитие и модернизацию сетей, предприятие эффективно развивалось, платило налоги и предоставляло качественные услуги потребителям». И действительно, в соответствии с условиями конкурса, инвестору придется не только внести сумму, после объявления которой прозвучало «Продано!» лицитатора. Инвестор должен также погасить в течение шести месяцев кредиторскую задолженность «Киевэнерго» в размере 3,2 миллиарда гривен, что в 7,4 раза больше, чем стартовая стоимость пакета акций. Не каждый на такое пойдет.
Понятно, что ускоренная ликвидация долгов потребует отвлечения финансовых ресурсов от модернизации. Но ДТЭК это не пугает. Став полновластным хозяином «Киевэнерго» (холдинг и ранее тесно сотрудничал с этим предприятием и успел сконцентрировать 46,8% акций), Ахметов сможет через покупку дополнительного пакета защитить свои инвестиции и уверенно развивать предприятие и дальше. Особых оснований сомневаться в этом нет. Достаточно вспомнить, что в «Востокэнерго» — крупнейшем энергетическом предприятии ДТЭК — за пять лет собственником вложено 3,5 миллиарда гривен инвестиций. А «Киевэнерго» в ближайшие десять лет нуждается в 10 миллиардах гривен инвестиций, по миллиарду в год. И это минимальные оценки экспертов. На самом деле, по их мнению, нужно значительно больше. Не секрет, что стоимость столичной энергокомпании в последнее время из-за износа оборудования неуклонно снижалась. Если в 1990-е годы Electricite de France оценивала стоимость акций и основных фондов компании в 1—1,5 миллиарда дол., то теперь, даже с учетом в несколько раз завышенной фондом ее оценки, она стоит менее 1,7 миллиарда гривен, то есть практически в десять раз дешевле. А на фондовом рынке — вообще копейки. Если бы компанию не продали сегодня, то завтра за нее, возможно, пришлось бы инвестору даже доплачивать.
Что касается государства, то оно в лице НАК «Энергетическая компания Украины» уже не первый год не может сдвинуть ситуацию с обновлением основных фондов «Киевэнерго» с мертвой точки. И это вполне закономерно: отдавать деньги просто так государство при скудости бюджета не могло, а надеяться на возврат при существующей системе тарифообразования невозможно. Кроме того, политические вопросы долго не давали реализовать в столичной энергокомпании бизнес-модель, которая действует в большинстве европейских столиц. Таким образом, ДТЭК стал в значительной мере еще и субъектом большой киевской, а следовательно и всеукраинской политики. Ведь уровень инвестиций в это предприятие, эксплуатирующее практически все энергетические объекты, расположенные в столице (кроме Дарницкой теплоэлектроцентрали), может очень сильно влиять на отношение киевлян к городской власти и на результаты грядущих выборов в Киевсовет и выборов городского головы. Не случайно бывший министр топлива и энергетики, а также бывший глава «Киевэнерго» Иван Плачков считает, что для нормального обеспечения столицы теплом и электроэнергией в эту компанию необходимо вложить несколько миллиардов гривен. «Энергетическая безопасность Киева будет напрямую зависеть от инвестора, который придет в компанию», — уверен Плачков. Важно, чтобы после приватизации в «Киевэнерго» действительно пришла компания, которая сможет изменить подходы к работе с потребителями в Киеве, сделать услуги киевлянам реально ориентированными на клиента. Генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко пообещал инвестировать в «Киевэнерго» около 12— 5 миллиардов гривен в течение нескольких лет.
Между тем практически завершившаяся быстрая, но дорогая приватизация «Киевэнерго» может служить хорошей иллюстрацией к закладываемым властью новым подходам, в которых важное место отводится прозрачности и открытости. Достаточно напомнить, что в ходе подготовки конкурса НАК «Энергетическая компания Украины» провела круглый стол в Брюсселе, а ФГИУ — телемост для иностранных инвесторов. Новые веяния в сфере приватизации теперь будут подкреплены соответствующим законодательством (Законом «О Фонде государского имущества в Украине» и находящимся на обсуждении в парламенте проектом программы приватизации на 2011—2014 годы). Приватизацию в стране решено завершить до 2014 года. По словам Президента, в государственной собственности останется ограниченное количество предприятий, обеспечивающих выполнение государством своих основных функций и гарантирующих национальную и экономическую безопасность.