После бесплодных переговоров с такими автогигантами, как «Фольксваген», «Опель» и другие, руководство Луцкого автозавода направило взор в Ульяновск. Здесь, на УАЗе, нашли, наконец, понимание. Тем более, что украинцы сослались на поддержку концерна «Укрпроминвест». Так возник проект сборки российских автомобилей на Луцком автозаводе.
ЛуАЗ, в принципе, к такой работе готов. Здесь издавна используется конвейер российского типа. Поэтому остается только подготовить людей и технологическую линию. Еще до нового года здесь намереваются изготовить промышленно-опытную партию ульяновских автомобилей.
Генеральный директор ЛуАЗа Владимир Гунчик говорит о необходимости реструктуризации. Это значит «отсечение» всех нерентабельных и затратных структур, прежде всего — социальной сферы, обслуживания, торговли и тому подобное. После чего планируется не только погасить более чем полторамиллионный долг по зарплате, но и увеличить количество рабочих мест с 1900 до 2700.
Пока что в Луцке будет собираться старая модификация УАЗов, которая в Ульяновске вот-вот должна быть снята с производства. Почетный президент «Укрпроминвеста» Петр Порошенко абсолютно уверен, что это вариант временный, и Волынь вскоре будет поставлять Украине принципиально новый российский вездеход. Из-за это перед заводом встают проблемы. Будет ли у нас соответствующий спрос на старый УАЗ? Ведь для реализации проекта следует ежегодно собирать и продавать, как минимум, 5—10 тысяч автомобилей. Кроме того, клепая в Украине российский автомобильный раритет, Луцк финансирует техническое перевооружение Ульяновского автозавода. А отблагодарит ли потом последний тем же? Да и российский УАЗ — это то, что действительно нам требуется в отрасли автомобилестроения?
Однако гендиректор ЛуАЗа В. Гунчик не видит здесь проблемы, поскольку предприятие будет изготавливать и свою «Волынянку». Но, к сожалению, в мизерном объеме: 50, 100 штук в год. Редукторы заднего моста и коробки передач производства Авто-ЗАЗа уже заканчиваются, ведь корейцам «Волынянка» не нужна. Двигатели из Мелитополя можно получить только по предоплате. И они — из позавчерашнего дня. Поэтому следует поддержать отечественное автомобилестроение на наивысшем государственном уровне. А с этим, оказывается, проблема.
В прошлом году луцкие автомобилестроители на базе «Волынянки» разработали модель санитарного автомобиля типа «скорой помощи». Модель успешно прошла испытание на станции скорой помощи. Руководство области и завода обратилось в Кабинет Министров с просьбой профинансировать экспериментальную партию (50 штук) и дать в каждую область по два автомобиля для испытаний. Просьбу в правительстве рассматривали около года. Когда в Луцк приехал вице-премьер Валерий Смолий, то лично забрался в автомобиль, после чего признал, что тот для его роста маловат. После чего вопрос отпал. Украинских больных возит микроавтобус «Тойота» — раза в четыре дороже, чем волынский автомобиль. Но таков закон конкуренции: впереди идут товары с лучшим соотношением между ценой и качеством. Очевидно, именно над этим стоит работать нашим автомобилестроителям, рассчитывая на поддержку правительства.