После 3 июля Национальный банк Украины остался независимым. И на независимость НБУ никто не посягал.
Состоялось второе заседание Совета НБУ, который рассмотрел ряд актуальных вопросов деятельности Центрального банка и оценок действий Правления. Правление выполняло свои законодательно определенные функции.
Только Совет НБУ может определять Основы денежно-кредитной политики и больше никто. Это его Конституционная миссия. И всякие разговоры о посягательстве на независимость — только стремление отвлечь общественное мнение от политики, которая проводилась в период 2014-2020 годов и проблем, накопившихся как перед национальным хозяйством, так и банковской системой за последние годы.
В течение прошлой недели ситуация на финансовых рынках оставалась уравновешенной.
Во-первых, спрос и предложение иностранной валюты на межбанковском рынке были сбалансированы практически без участия Национального банка:
• Среднедневной объем покупки и продажи иностранной валюты клиентами банков на МВРУ с начала июля составлял соответственно 228,5 и 228,4 млн долларов США соответственно.
• Сальдо интервенций Национального банка с начала июля составило +110,9 млн долларов США.
При этом объем международных резервов НБУ на уровне более 28.5 млрд долларов США является достаточным для сглаживания чрезмерных колебаний курса гривни к иностранным валютам.
Во-вторых, банковская система характеризуется высоким уровнем ликвидности. Остатки средств на корреспондентских счетах банков и размещенные в депозитных сертификатах НБУ превышают 150 млрд грн. Поддержку ликвидности банков оказало сокращение объема наличных вне банков, которое с начала июля составило более 11 млрд грн.
В-третьих, Министерством финансов проведено очередное успешное размещение ОВГЗ со снижением по сравнению с прошлой неделей средневзвешенного уровня доходности: по 3-месячным гривневым ОВГЗ — с 7,24% до 7,00%, по 1-летним — с 9,50% до 9,20%. Также Минфином было привлечено на рынке 293,5 млн долларов США со средневзвешенной доходностью 3,50%.
В-четвертых, 10 июля Советом Национального банка начата подготовка Основных принципов денежно-кредитной политики на 2021 год и среднесрочную перспективу. По моему мнению, Национальным банком будет продолжена реализация политики гибкого инфляционного таргетирования, направленная на достижение и поддержание ценовой стабильности в Украине. Вместе с тем будет усилена сбалансированность целей Национального банка и уделено больше внимания содействию устойчивому экономическому росту, что является необходимым как на этапе выхода экономики из кризиса, так и в период посткризисного восстановления экономической активности.
О необходимости обеспечения такого баланса свидетельствует динамика инфляционных процессов в Украине. Годовая инфляция в июне составила 2,4% (за месяц +0,2%) и оставалась существенно ниже целевого значения (5+/-1%). Ее изменение в июне определяли разнонаправленные тенденции по компонентам небазового индекса потребительских цен. В то же время базовая инфляция, отражающая влияние факторов спроса, в июне не изменилась и в годовом исчислении остается на уровне 3%.
Как свидетельствует современная практика деятельности многих центральных банков стран ЕС, в том числе ближайших к Украине стран — Польши, Венгрии, гибкость режима инфляционного таргетирования позволяет центральному банку применять широкий инструментарий монетарной политики, включая операции с государственными ценными бумагами, с целью не только достижения инфляционной цели, но и эффективной поддержки реального сектора экономики и антикризисных мер правительства.