Новый состав Кабинета Министров Украины должен в первую очередь заняться реформированием Налогового кодекса Украины. Об этом заявил в конце прошлой недели глава фракции партии «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко в интервью одному из телеканалов.
«Реформы в этой отрасли не произошло, — признал он. — Наше предложение такое — Украина в нынешней экономической военной ситуации может выжить и возродиться, если будет иметь наиболее либеральную в Европе экономику с наиболее минимальными налогами. Нам говорили, что количество налогов уменьшилось до девяти. На самом деле количество платежей увеличилось с 17-ти до 19-ти, но они сгруппированы в девять групп». «Мы (это кто: БПП, Верховная Рада или Кабмин с Минфином?) предлагаем провести радикальную реформу, — приоткрыл Луценко и, наверное, не случайно именно в этот день, завесу над планами Минфина, — чтобы у нас было четыре налога и все со ставкой 12%». «Ого!» — недоумевает в таких случаях Интернет.
А нам трудно оценить, насколько реалистично это заявление уж никак не специалиста по налогам, но, конечно же, человека, весьма осведомленного в самых секретных планах власти. Впрочем, главное в планах любой власти — остаться у власти. С такими налогами наше государство, словно лавочку, вдруг решившую торговать товарами вдвое ниже себестоимости, уже через неделю придется закрыть...
Собственно, эту мысль косвенно поддерживают многочисленные представители гражданского общества, включая бизнес, которые долго, упорно, в бесконечных спорах и с большой кровью и нервами готовившие концепцию своей налоговой реформы. Ее представили в тот же день, когда Луценко ставил налоговые задачи перед правительством на Всеукраинском форуме по вопросам налоговой реформы. И никто не увидел в этом документе популизма.
В концепции налогов ровно в два раза больше, чем в варианте, озвученном Луценко, — восемь. НДС — 20%, налог на распределенную прибыль — 15%, налог на доходы физических лиц и единый социальный взнос — 20%, налог на недвижимость и землю — 1-2%. Остальные налоги (акциз, таможенный сбор, ренту на природные ископаемые и единый налог для малого бизнеса) общественники вынесли за скобки. Размеры ставок они то ли пока просто не указывают, то ли оставляют без изменений.
БУДЕТ ЛИ ДИАЛОГ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ?
«Гражданское общество имеет свое предложение, объединенное и согласованное, — подчеркивал сокоординатор гражданской платформы «Новая страна» Валерий Пекарь в ходе форума, — Мы должны добиться, чтобы наша позиция была услышана на Национальном совете реформ, и мы это сделаем». По его словам, сегодня нет понимания, что собой представляет вариант налоговой реформы, разрабатываемый Министерством финансов, не обнародован и вариант налоговой реформы от комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики. (Что же озвучил Луценко?) Ответить ему было некому. Заместитель министра финансов Елена Макеева, которую ожидали на форуме, не нашла для него времени.
Представитель платформы «Новая страна» и член авторского коллектива под названием «Белый бизнес» Павел Себастьянович рассказывает об истории создания концепции налоговой реформы, начальный вариант которой был готов еще при первом правительстве Арсения Яценюка.
«Оно не обратило внимания на наши предложения, — сетует активист. — И изменения в налоговое законодательство, принятые в декабре прошлого года, не привели ни к каким положительным последствиям. Когда пришло новое правительство, то казалось, сейчас нас, наконец, выслушают. Да, нас выслушали. Но, как и прежде, с нами никто ничего не согласовывает. И мне хотелось бы сказать правительству: другой общественности не существует. Коллективы, занявшие активную позицию, и есть общественность страны. И сегодня мы представляем результаты ее работы».
НОВАЯ БЮДЖЕТНАЯ МОДЕЛЬ
Решения коалиции авторских коллективов — презентантов общественной концепции налоговой реформы, утвержденной на Всеукраинском форуме, касаются не только изменений количества налогов и их ставок. Для создания конкурентных налоговых условий устойчивого развития экономики, в них, в частности, предлагается закрепить в Конституции Украины ограничения на перераспределение ВВП страны через публичные финансы (если сейчас это перераспределение превышает 50% ВВП, то предлагается ограничить его 35%).
Новая бюджетная модель после введения налоговых изменений, как представляется их авторам, существенно улучшится. Правда, замена налога на прибыль налогом на распределенную прибыль уменьшит поступления в бюджет на 40 миллиардов гривен. Замена налога на доходы физических лиц и единого социального взноса единым платежом в 20% от зарплаты штатных работников (единый взнос приравнивается к нулю, а потери работников из-за повышения ставки НДФЛ предприятия компенсируют ростом зарплаты) уменьшит платежи в бюджет еще на 100 миллиардов гривен.
Но дальше идут плюсы. Поступления от налога с физических лиц дадут дополнительно 20 миллиардов. 30 миллиардов должен добавить бюджету НДС (ожидания его роста связываются с электронным администрированием, автоматическим возмещением, введение электронного кабинета плательщика, отдельным счетом плательщика в Госказначействе). Два миллиарда гривен добавит бюджету минимизация льгот по налогу на недвижимость и по земельному налогу. Обложение земли и коммерческой недвижимости в 1-2% от их стоимости даст бюджету дополнительно 30 миллиардов гривен.
Повышение ренты и акцизов (оно уже произошло) положит в бюджетную копилку еще 20 миллиардов. Прекращение бюджетной поддержки предприятий, борьба с разворовыванием бюджета, ревизия Пенсионного фонда, электронные госзакупки и другие меры по борьбе с коррупцией принесут, по расчетам авторов концепции, 30 миллиардов. Еще 15 обеспечит реформа социальной сферы — ликвидация Фондов временной потери трудоспособности и несчастных случаев на производстве (12 дней болезни предусматривается оплачивать за счет предприятий), медицинские страховки. Как уверены авторы, в результате бюджет сможет выйти на профицит в 7 миллиардов гривен.
ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЖЕСТКОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Концепция, направленная на либеральную налоговую реформу, будет способствовать восстановлению доверия между бизнесом и государством. Для этого предусматривается отказаться от жесткой фискальной политики, от объявления моратория на любые изменения в налоговом законодательстве, ухудшающих бизнес-климат, от стимулирования инвестиций и ликвидации несправедливости при администрировании налогов и таможенных платежей.
Реформаторы требуют законодательно ликвидировать штрафы за нарушения налогового законодательства, а тем более — планы взимания таких штрафов, ввести ответственность чиновников за неправомерные претензии к бизнесу и полное возмещение нанесенного ущерба. Но при этом они поддерживают ужесточение наказаний за налоговое жульничество, разделение функций сбора налогов и расследования налоговых преступлений.
Но сама бизнес-среда сегодня тоже неоднородна в своих мнениях. Глава ВГО «Союз защиты предпринимательства» Сергей Доротич внес в работу форума скептическую нотку. Среди предложений к правительству он нашел несуразный оборот «либерализация штрафных санкций». Отталкиваясь от него, он попросил участников форума осторожно отнестись к этой концепции налоговой реформы. «Нормы, которые мы предлагаем власти, могут быть выборочно имплементированы и, дай Бог, чтобы они в каких-то ошибочных или слегка измененных вариантах не нанесли предпринимательству удар ниже пояса». Поэтому он считает необходимым, чтобы к разработке налогового законодательства привлекались в первую очередь собственники бизнесов. Потому что, по его словам, только они «глубоко понимают действующую в стране экономическую модель».