Потеряв Крым, Украина в числе прочего утратила контроль и над целым рядом оборонных предприятий. Еще в марте до проведения референдума в Крыму в госконцерне «Укроборонпром» заявляли, что попытки национализации предприятий украинского оборонно-промышленного комплекса, которые расположены на территории Крыма, угрожают позициям Украины как мирового спецэкспортера. На полуострове осталось 13 объектов, ранее вошедших в госконцерн: «ФСК «Море», «Феодосийский судомеханический завод», ЦКБ «Черноморец», «Завод «Фиолент», «Евпаторийский авиационный ремонтный завод», «Севастопольское авиапредприятие», КБ радиосвязи, конструкторско-технологическое бюро «Судокомпозит», «Феодосийский оптический завод», специальная производственно-техническая база «Пламя», НИИ аэроупругих систем, НИЦ «Вертолет», «Стеклопластик».
Значение для украинского оборонного комплекса каждое из этих предприятий имеет разное. Например, «ФСК «Море» специализируется на постройке военных кораблей. Она выполняет крупный иностранный заказ — постройка малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 958 «Бизон» для Китая (сумма контракта составила $315 млн). Сообщалось, что второй корабль был в начале марта погружен на понтон и отправлен в Китай из-за угрозы захвата или повреждения во время вероятных боевых действий. Еще два корабля еще должны быть произведены уже в КНР на основе документации, которую передаст украинская сторона, и с участием украинских специалистов.
Приборы спецназначения для кораблей этого типа, а в первую очередь — для бронетехники, изготавливает «Феодосийский оптический казенный завод». Ему был присвоен статус предприятия стратегического значения для экономики и безопасности Украины. С одной стороны, коллектив завода вроде и не против сотрудничества с Украиной, тем более что у него сейчас есть контракт на 100 млн грн с ГП «Завод им. Малышева». С другой — он опасается «недружественных шагов со стороны правительства Украины» и рассчитывает на куда более прибыльные заказы со стороны России. Руководство предприятия даже обратилось с просьбой об этом к российскому министру промышленности и торговли Денису Мантурову.
Насколько украинским властям удастся в дальнейшем наладить сотрудничество с «Феодосийским судомеханическим заводом» зависит судьба военно-морских сил Украины. Ведь это единственный в Украине завод, ремонтирующий дизельные двигатели для боевых кораблей.
В свою очередь Россия снизила риски для боеспособности своих военных кораблей — российские разработчики и производители признавали, что уже не могут самостоятельно обслуживать ранее выпущенные ими же корабельные дизели.
Даже утилизация военного флота Украины происходила на территории Крыма — соответствующие мощности имеются в Инкермане, который находится в конце Севастопольской бухты. До недавнего времени планировалось утилизировать списанные корабли и суда. В 2012 году Кабинет Министров исключил из состава ВМСУ ракетный корвет «Кременчуг», противолодочный корвет «Ужгород», базовый тральщик «Мариуполь», ракетный катер «Каховка», судно-мишень «СМ-15» и учебный корабль «Симферополь». Сообщалось о планах списать базовый тральщик «Мелитополь», водолазное судно «Вольногорск», сухогрузную баржу «Брянка», рейдовые катера «Конотоп» и «РК-1935», гидрографический катер «МГК-1694», рейдовый разъездной катер «Ритм-450», морской катер «Острог», водоналивной танкер «Бахмач» и транспорт вооружения «Джанкой». По словам и. о. министра обороны Михаила Коваля, утилизацию имеющейся в Крыму кораблей осуществят на месте. По-видимому, это связанно со сложностью транспортировки. Но уже в обозримом будущем наверняка будет списана еще часть украинского военного флота — суда вырабатывают свой срок. Так что есть повод просчитать возможность создания площадки для утилизации кораблей на территории какого-то из судостроительных заводов материковой Украины. Учитывая то, что сейчас мощности заводов загружены лишь частично, это должно быть небезынтересно для их руководства.