Под руководством Президента Украины и при содействии управляемой Верховной Рады в Украине в ближайшее время будет осуществлен «теневой коррумпированный процесс теневой приватизации газотранспортной системы и «Укргазвидобування», — прогнозирует лидер партии «Батьківщина» народный депутат Юлия ТИМОШЕНКО.
ПОДОЗРЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ
«Представьте себе собственность, — рассказывает она, — для строительства которой нужно потратить 300 миллиардов евро, а это приблизительно три года ВВП страны — это наша газотранспортная система, которая приносит до трех миллиардов долларов дохода в год. (А это ровно столько, сколько тратится на оборону Украины). Сейчас ее запланировали передать в управление каким-то абсолютно мошенническим образом».
И действительно, как сообщал правительственный портал, 10 международных компаний уже прислали Украине свои предложения сотрудничества с ПАТ «Магистральные газопроводы Украины». Это, в частности, такие европейские газовые консорциумы Словакии и Италии, как Eustream и Snam, Нидерландов и Франции — Gazunie и GRTgaz, компании из Польши — GAZsystem, Греции — Desfa, Испании — Reganosa, Германии — Verbunddnelz Gaz AG, Бельгии — Fluxys, Румынии — Transgaz. Но стоит ли бить по этому поводу в набат, как делает Тимошенко?
«Ни одна из (зарубежных. — Ред.) компаний не претендует на уникальную украинскую газотранспортную систему, потому что, в соответствии с украинским законодательством, ее основные средства запрещены к приватизации», — сказал, выступая в украинском парламенте, вице-премьер-министр Владимир КИСТИОН.
ГОТОВЫ И НЕ ГОТОВЫ
По его словам, словацкая компания Eustream во время консультаций заявила о желании взять в управление 49% оператора украинской ГТС ПАТ «МГУ». «Хочу напомнить, что акционерный капитал нового оператора «МГУ» составляет 4,2 млн грн. Остальные основные средства, которые связаны с транспортировкой, были, есть и должны остаться собственностью украинского государства», — отметил вице-премьер и сообщил, что ни одна из зарубежных компаний во время предыдущих консультаций четко не подтвердила готовность принять на себя обязательство по загрузке украинской ГТС. По словам Кистиона, иностранные партнеры готовы лишь помочь Украине в этом.
Еще одна позиция, которая прослеживается у всех компаний, заключается в том, что на первом этапе ни одна из них не хотела бы инвестировать в модернизацию украинской ГТС, отметил вице-премьер. «Они готовы совместно вести бизнес и уже по результатам ведения бизнеса, возможно, модернизировать украинскую ГТС», — констатировал Кистион.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПАРТНЕРОВ ЕЩЕ НЕ СФОРМИРОВАНЫ
А что предлагало потенциальным партнерам наше правительство? Отвечая на этот вопрос, вице-премьер признал, что при размещении соответствующего объявления на сайте Европейской комиссии, Министерства топлива и энергетики и Кабмина хотели лишь выяснить перспективу сотрудничества с зарубежными партнерами. «Компании обратились и дали свои предложения, как они это видят, — информировал Кистион. — На основании их предложений и наших интересов как государства мы вместе с вами, народными депутатами, членами рабочей группы должны сформировать предложения к конкурсным условиям — как это видит Украина, и эти конкурсные условия запустить публично».
«И не обязательно, — добавил вице-премьер, — что только те компании, которые проявили заинтересованность на первом этапе, будут принимать участие в конкурсе. Это будет открытый публичный конкурс». «Поэтому обвинять и комитет, и правительство, что эти процессы закрытые, я думаю, нет абсолютно никаких оснований», — заявил он.
ЧТО ПОТЕРЯЕТ САМАЯ «БЕДНАЯ СТРАНА ЕВРОПЫ»?
С таким утверждением, по-видимому, не согласна лидер «Батьківщини», для которой, похоже, сегодня главное основание всех действий — это выборы, которые приближаются и, согласно опросам, несут ей победу. Поэтому она не слишком тщательно подбирает аргументы, даже предлагая слушателям игнорировать чрезвычайно важные угрозы.
«Не надо рассказывать о «Северном потоке», не надо рассказывать о других делах, — отмечает Тимошенко. — «Северный поток» недопустим, и мир не допустит строительства «Северного потока». Не прикрывайтесь этим. Но в то же время рассказывают, что кто-то будет лучше управлять газотранспортной системой Украины, чем сами украинцы. Если будет принято решение о передаче в управление газотранспортной системы, Украина потеряет в год три миллиарда долларов — самая бедная страна Европы», — подчеркивает Тимошенко. Добавим, что парламентская фракция «Батьківщина» ранее обратилась в Генеральную прокуратуру и НАБУ с заявлением о подготовке незаконной приватизации украинской газотранспортной системы.
А народный депутат Сергей ВЛАСЕНКО, как сообщал сайт политсилы, даже назвал планы по передаче ГТС в управление иностранным компаниям «великим ограблением и большой аферой» и обвинил в них Президента Украины Петра Порошенко. Власенко, а затем и Тимошенко призвали парламентариев объединиться вокруг законопроекта №8107, который запрещает теневую приватизацию и любые манипуляции со структурой собственности украинской ГТС.
ПАРТНЕРЫ ОЖИДАЮТ НАШЕЙ МОДЕЛИ
Иначе смотрит на участие зарубежных компаний в управлении украинской ГТС президент Киевского института энергетических исследований Александр НАРБУТ. Отвечая на вопрос «Дня», он сказал: «Ситуация с поиском партнеров усложнена прежде всего тем, что Украина сама еще не определилась с моделью функционирования газотранспортного оператора в стратегической перспективе. Звучат разные мнения. Есть точка зрения, которая озвучивается НАК «Нафтогаз Украины». Есть точка зрения, которая начинает формироваться в Кабмине, хотя недавно он достаточно условно представлял, на каких принципах может строиться такое партнерство и каковы критерии отбора оптимального партнера».
ЧЕГО НЕ ВИДЯТ ПАРТНЕРЫ
«В этих вопросах тянет штурвал на себя Президент страны, — добавил эксперт, — по-видимому увидев высокий уровень политических дивидендов в последних решениях Стокгольмского арбитража или просто поняв эту тему как политически выигрышную. И эта многоаспектность не дает нашим партнерам увидеть единственный подход, центр и алгоритм принятия решений с учетом их интересов, что не дает им возможность приблизиться к управлению нашей ГТС».
Задача поиска партнеров может быть решена только тогда, когда начнет эффективно работать единый центр подготовки и формулировки современной энергетической политики, стратегии развития энергетической и газовой инфраструктуры. Тогда можно будет садиться за один стол с серьезными партнерами и обсуждать модель функционирования этой системы при их участии, включительно и с их участием в собственности. И это позволит Украине наконец реализовать свои конкурентные преимущества не только в сфере транзитного, но и рыночного интегрированного потенциала, в частности в продаже и добыче газа если не для всей Европы, то ее центральной и юго-восточной части. Для этого нужна развитая и эффективно управляемая газовая и энергетическая инфраструктура
«Затрудняет дело, — считает Нарбут, — и многоразовое страхование от коррупционного использования государственных активов. Народными депутатами заблокирована возможность участия партнеров на принципах общего владения газотранспортной системой. А следовательно, заблокированы и наиболее серьезные и глубокие отношения, которые формируются только на основе совместной собственности, инвестирования средств и временного управления теми или иными активами. Все это, в сущности, согласно сегодняшнему законодательству, сделать невозможно. Следовательно, сейчас не стоит ожидать, что попытки привлечь зарубежные компании к управлению нашими ГТС могут обеспечить Украине успех. Вероятность этого крайне низка».
АНБАНДЛИНГ БЕЗ... АНБАНДЛИНГА
«Существенной преградой для поиска настоящих партнеров, которые имели бы интересы, совпадающие с национальными интересами Украины, являются и действия сегодняшнего руководства «Нафтогаза Украины», которое взяло курс на то, чтобы анбандлинг состоялся без распределения прав собственности. Оно хочет и в дальнейшем быть главным акционером уже не «Укртрансгаза», а нового оператора ГТС, сохраняя за собой право на максимальное влияние на эту структуру и ее функционирование. И это понятно: любой монополист стремится сохранить для себя конкурентные преимущества. Тем более что особенности работы оператора ГТС во многом связаны с конкурентными преимуществами НАК».
«Подытоживая, могу сказать, что задача поиска партнеров может быть решена только тогда, когда начнет эффективно работать единый центр подготовки и формулировки современной энергетической политики, стратегии развития энергетической и газовой инфраструктуры. Тогда можно будет садиться за один стол с серьезными партнерами и обсуждать модель функционирования этой системы при их участии, включительно и с их участием в собственности. И это позволит Украине наконец реализовать свои конкурентные преимущества не только в сфере транзитного, но и рыночного интегрированного потенциала, в частности в продаже и добыче газа если не для всей Европы, то ее центральной и юго-восточной части. Для этого нужна развитая и эффективно управляемая газовая и энергетическая инфраструктура».
Для Тимошенко все то, о чем рассказал «Дню» эксперт, явно не является тайной. Почему же она так пропагандирует свой законопроект, который в очередной раз запрещает любые манипуляции с управлением ГТС?
КОМУ ВЕРИТЬ?
«Я вспоминаю слова героя старого советского кинофильма «верить никому нельзя, даже себе, а вот мне можно», — так ответил Нарбут на этот вопрос «Дня» и добавил: — Так же считает и Юлия Владимировна. По ее мнению, украинцы должны верить только ей. А модель, которую она таким образом пытается построить, очень проста: право на отбор партнеров она хочет сохранить исключительно за собой, чтобы договариваться с ними на понятно каких условиях и получать благодаря этому максимальную политическую, а возможно и не только политическую выгоду».