Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На весах продовольственной безопасности

Что будем есть? И сколько за это заплатим?
11 апреля, 2022 - 15:50

Обычно, когда идет речь о продовольственной безопасности (ПБ), то ограничиваются анализом запасов гречихи и мукомольной пшеницы, хотя понятие ПБ включает намного больше составных, скажем, молоко, мясо, рыба, сахар, овощи, фрукты и так далее.
   Пускай будет гречка
    Но чтобы не было спора, начнем с гречихи, которая в нашей стране стала политическим продуктом с левым уклоном, потому что во время выборов создает для большинства партий и кандидатов имидж благотворителей. И чем больший дефицит гречихи, тем большая радость и благодарность избирателей, которые ее получили бесплатно. Возможно, именно поэтому наши политики загнали традиционный украинский продукт в тупик. За последние полтора десятилетия площади под гречихой сокращались в катастрофических темпах из около 400 гектаров  до 81,6 тыс. га в 2020-ом и 32,9 тыс. га в 2021 году. Чтобы покрыть дефицит, Украина вынуждена была импортировать этот продукт из ближнего зарубежья. В основном это результат торговой схемы, во время которой Казахстан закупал у России необработанный продукт, изготовлял из него крупу и поставлял его Украине. Так что около 50-60% той крупы, которая периодически появляется на полках магазинов и базарах, имеет российское происхождение. Думаю, если нашим гражданам об этом сегодня напомнить, то дефицита гречихи в Украине не будет, ее просто никто не будет покупать.  А потому нам нужна своя гречиха, выращенная на наших черноземах, под нашим солнцем, которая не станет нам поперек горла.

Специалисты подсчитали, что для удовлетворения внутренних потребностей в народной крупе  надо ежегодно засевать этой культурой 150-160 тыс. га и получать около 200 тыс. тонн продукта. В прошлом году государство, принимая во внимание сетование аграриев на то, что эта культура низкорентабельная, ввело дотацию в размере 5 тыс. грн в расчете на один га. Заявки на участие в программе подали 655 предприятий, но выяснилось, что выделенных средств хватит, чтобы удовлетворить лишь 30% потребности, то есть каждому необходимо выделить по 1,5 тыс. грн на га. В итоге программа не сработала, а уменьшение площадей под гречиху продолжилось. В нынешних условиях вряд ли придется рассчитывать на увеличение дотации, скорее всего, ее вообще не будет, но площади под гречихой могут увеличиться, потому что в действие вступает фактор военной целесообразности. То есть, хочешь ты или не хочешь, выгодно тебе или не выгодно, но свой посильный вклад в продовольственную безопасность своего региона должен сделать. Военные администрации, формируя продовольственные балансы областей, начали убедительно рекомендовать аграриям пересмотреть структуру посевных площадей в сторону увеличения площадей под крупяные культуры, в том числе и гречиху. А если появятся гречневые поля, будет и гречневый мед. Кстати, один га белого душистого поля может дать 60-100 кг целебного янтарного продукта.

Хлеб всему голова

Невзирая на известность этой крылатой фразы, ничего лучшего еще никому не удалось придумать. Хлеб — не только каравай или продовольственный хлеб, а собирательный образ продукции, которую производит аграрий. А потому если будет хлеб, то будут куры, гуси, утки, свиньи, телята, коровы, сало, колбасы, молоко и все другое. Ну, и конечно, песня. В нескольких регионах идут боевые действия, а потому, возможно, не удастся засеять ранними яровыми 20-30% площадей, а также провести сбор урожая. Но в 2021 году украинские агропроизводители собрали рекордный урожай зерна и масличных — 107 млн т, из которых 33 млн т пшеницы и около 40 млн т кукурузы. Годовое внутреннее потребление пшеницы поглотит около 4 млн т, на потребности животноводства – 8-10 млн т кукурузы. Украина в 2021/2022 маркетинговом году экспортировала 18 млн т, пшеницы, кукурузы — около 20 млн т, следовательно, остается трехлетний запас пшеницы, и почти двухгодичный – кукурузы. Площади озимой пшеницы, согласно заключениям ученых, в большинстве регионов находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии. Если вывести среднее арифметическое между оптимистичными и пессимистическими прогнозами, то получится около 25 млн т хлеба. Кое-кто из экспертов считает, что площади под подсолнухом и кукурузой зависят от того, насколько быстро удастся правительству прорубить экспортное окно в Европу, поскольку черноморские порты заблокированы.

Готовы ли аграрии изменять структуру посевных  площадей? «В действительности это не так легко, как кажется, если у агрария четырехпольная система — рапс, пшеница, подсолнух, кукуруза, то ему перестроиться на что-то другое очень трудно, потому что для этого надо поменять набор техники, поэтому кардинальных изменений не будет. Тем более классических ранних яровых мы сеем очень мало, возможно, состоится перераспределение от кукурузы до сои. Слишком мало времени, чтобы люди могли перестроиться», — объясняет известный аграрий Виталий Скоцик.

«А что же сеять? Ну, добавим для потребителей 100 гектар гречихи, а яровую пшеницу сеять не будем, потому что в нашем регионе она дает слабые урожаи. И если пересматривать севооборот, то где взять семена других культур? Мы приобрели посевматериал в соответствии с нашей программой, точнее, давно перечислили за него средства, но товар еще не получили, потому что фирмы-поставщики медлили до последнего. Средства потрачены, как в этих условиях искать что-то новое? Проблем и без этого хватает: разминирование полей, помощь армии. Все настроены на победу и на то, что будет полноценный экспорт». — говорит руководитель сельхозпредприятия «Хлебодар» из Сумского района Сергей Карпенко.

Картофельный ресурс

Если производство первого хлеба не всегда зависит от рядового гражданина, то стратегические запасы второго, то есть картофеля, зависят от него напрямую. Осознание этого вычеканено в генетическом коде украинца с тех времен, как эта культура появилась на их огородах. А потому настолько не увеличивали бы площадь под картофелем промышленные хозяйства, часть огородников в общем объеме производства все равно будет представлять свыше 90%. Правда, производство картофеля в Украине за последние десять лет уменьшилось на 13,3% — с 24 млн т до 20,8 млн т, но это нас не должно беспокоить, потому что внутреннее потребление этого продукта, включая посевной материал, составляет около 12 млн т. Три-четыре млн т идет на корм домашней живности, а остальное… тупо сгнивает. Да, качество продукта далеко от идеала – и цветом, и калибром он не дотягивает до голландских стандартов. Но для того, чтобы сварить пюре или приготовить фри, годится. Голову на отрез даю, что в этом году посадят картофеля не меньше, а то и  больше – даже под бомбами. Чтоб они пропали! Так что с картофельной стороны мы полностью прикрыты. А там, где картофель, там и свекла, морковь, капуста, тыква, петрушка и другая огородина. Уверен, что наши крестьяне охотно отзовутся на правительственную программу «Сады Победы», согласно которой следует увеличить производство продуктов для обеспечения не только потребностей собственной семьи, но и армии и переселенцев.

Масличный баланс

Что нужно, чтобы поджарить картофель? Растительное маслице. Дефицита этого продукта в Украине не будет, заверяет генеральный директор ассоциации «Укроліяпром» Степан Капшук. Свои слова он подтверждает расчетами: уровень потребления этого продукта в Украине в фасованном виде составляет около 20-25 тыс. т в месяц, 512 тыс. т  –  в год, тогда как предприятия масложировой отрасли, согласно прогнозу на нынешний маркетинговый год, должны были бы произвести свыше 7 млн т масла.

Сегодня по известным причинам задействовано лишь 12 предприятий, оборудованных фасовочными линиями. Их мощности могут полностью удовлетворить потребности населения и армии. Степан Павлович замечает, что производители не взвинтили отпускные цены и на копейку, а розничные, если и выросли, то лишь за счет логистики, которая существенно усложнилась. За масло на наших столах мы спокойны, но эта отрасль важна для нас и как мощный поставщик валютной выручки – в среднем ежегодно по $8, 5 млрд, а также один из наибольших работодателей – около 100 тысяч рабочих мест.

Генеральный директор оптимистично настроен относительно перспектив следующего маркетингового года. Задача номер один – расширение экспортного коридора в сторону западных и юго-западных границ, чтобы дать возможность заводам переработать остатки семян предыдущего урожая, а сельхозпроизводителям пополнить оборотные средства и определяться с посевными площадями подсолнуха на этот сезон. При таких условиях отрасль сможет наладить относительно ритмичную работу. Ассоциация прогнозирует, что нынешние площади под подсолнухом будут составлять около 4 млн га. Семян, собранных из такой площади, должно хватить для успешного проведения следующего перерабатывающего сезона.

Сладкие горизонты

Сахар тоже всегда принадлежал к продуктам, которые разгребали в предчувствии какой-то геополитической угрозы. Но потребителям нечего волноваться, потому что эту позицию аграрии и сахарщики также успешно закроют. Тем более, что внутренняя потребность в этом продукте, начиная с 1991 года постоянно уменьшалась, скажем, с 1,6 млн т до 1 млн 161 тыс. т в 2021 году. Это происходило и за счет уменьшения населения, и засилья искусственных заменителей сахара, которые используются в кондитерском производстве. Вследствие этого химия вытесняет из рынка около 400 тыс. т сахара. В прошлом сезоне, который окончился в январе этого года, 29 сахарных заводов произвело 1,3 млн т сахара. То есть этого продукта у нас навалом. Отраслевые эксперты прогнозируют, что площади под этой культурой могут превысить прошлогодний показатель (226,6 тыс. га). В пользу такого прогноза –  благоприятная рыночная ситуация, а также то, что такие традиционные «сахарные» регионы, как Винничина, Тернопольщина, Хмельничина, Волынь практически не пострадали от войны. «Планируем засеять сахарной свеклой 33,5 тыс. га, кроме этого все наши партнеры-аграрии подтвердили намерение поставлять нам сырье, это даст возможность запустить все пять сахарозаводов, пока что под вопросом лишь предприятия на Полтавщине», – объясняет директор сельскохозяйственного производства агропромхолдинга «Астарта-Киев» Вадим Скрипник.

Пища будет поглощать доходы

Всех других продуктов, которые входят в обойму продовольственной безопасности, также будет достаточно. Производство мяса, мясных и молочных продуктов в последние годы было нашей ахиллесовой пятой, потому что из года в год их объемы уменьшались, а потому внутренний спрос частично удовлетворялся за счет импорта. Например, объем внутреннего рынка мясных продуктов составляет приблизительно 2 млн 232 тыс. тонн, а производим 1 млн 802 тыс. тонн, молока и молокопродуктов потребляем 8 млн 430 тыс. тонн, а вырабатываем около 9 млн тонн, то есть балансируем на опасном пределе. В прошлом году украинские куры снесли 13,11 млрд штук яиц при потреблении 11 млрд 604 млн шт. Овощей, не учитывая картофеля, потребляем ежегодно 6,8 млн т, а производим 9,4 млн.

Большинство экспертов прогнозируют послабление большинства из этих позиций на 30-40%  из-за разрушения производственных и инфраструктурных объектов в местах оккупации и боевых действий. Не надо быть экономистом, чтобы спрогнозировать рост цен в результате некоторого уменьшения объемов производства и подорожания логистики. То есть, пища будет поглощать большую часть доходов граждан. Но для худшего сценария есть еще  накопления госрезерва, которых должно хватить на три года. Часть из этих запасов уже начали получать жители прифронтовых зон. А вот как помочь жителям  оккупированных территорий, которые не имеют возможности конвертировать свои социальные выплаты? Их продовольственная безопасность полностью в руках ВСУ.

Александр Карпенко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ