Вчера Госкомастат сообщил, что цены производителей промышленной продукции в Украине в 2007 году выросли на 23,3% по сравнению с 14,1% в 2006 году. По его данным, в декабре цены в промышленности увеличились по сравнению с ноябрем на 3,2%, что стало наибольшим показателем месячного роста цен. Нынешние темпы роста цен в промышленности самые высокие с 2004 года, когда они составили 24,1%. Можно утверждать, что это стало одним из решающих факторов инфляции, составившей в 2007 году 16,6%. Но что лежит в основе этих явлений? Как утверждают эксперты «Дня», инфляция порождена, в частности, состоянием бизнес-среды, отсутствием в стране настоящей свободы предпринимательства, при которой предложение товаров и услуг на рынке всегда соответствует спросу.
Представительство Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в г. Киеве послало премьер-министру Юлии Тимошенко и Президенту Виктору Ющенко два письма от киевских предпринимателей с требованием навести порядок в бизнес-среде. С приходом новой правительственной команды предприниматели надеются решить наболевшие проблемы. «Власть хочет менять правила игры не в интересах развития отрасли и даже не в интересах потребителей, а в своих собственных», — утверждает глава представительства Виталий Апостолов. И приводит примеры. По его словам, речь идет, в первую очередь, о невыполнении закона о регуляторной политике, которая обязывает чиновников перед тем, как принимать нормативные акты, выносить их на обнародование. «С этим в Киеве сложно... За неполных 11 месяцев было принято четыре тысячи решений Киевсовета, 659 распоряжений городского головы, 1659 распоряжений Киевской городской государственной администрации. Из четырех тысяч решений Киевсовета было обнародовано 764,30 распоряжений головы, 758 распоряжений КМДА, а где остальные?», — спрашивает Апостолов. По его мнению, такой подход создает дополнительные преграды для частных предпринимателей, портит бизнес-среду столицы.
Речь идет, в частности, о резонансных решениях относительно «борьбы» с нелегальной торговлей в метрополитене. Вместо того, чтобы упорядочивать этот процесс, бороться с нелегалами и теневиками, местная власть создает помехи легальным предприятиям, отмечает Апостолов.
С претензиями к столичным должностным лицам выступил и президент Ассоциации перевозчиков в г. Киеве Валерий Липецкий. Он считает, что на фоне удорожания бензина искусственное сдерживание стоимости проезда в столичных маршрутках недопустимо. В конце концов цены все-таки подпрыгнут, но шок от этого неожиданно нанесет удар по потребителю. Поэтому, по мнению специалиста, целесообразнее «сегодня поднять на 50% (стоимость проезда в маршрутных такси. — Авт. ) и создать механизм индексации тарифов». Последнее позволит дальше отойти от резких скачков стоимости и осуществлять постепенные ценовые коррекции.
Свои претензии выдвинули и международные перевозчики, которых бывшая налоговая команда заставила выплачивать 100% НДС при перевозке международных грузов. Таким поступком ДНАУ фактически уничтожает эту отрасль, утверждает директор компании «ВАСТОТРАНС» Валерий Черненко.
Предметом тревоги для бизнесовых кругов стали также непрозрачность арендных отношений, которые сложились вследствие наличия в законе о госбюджете на 2007 год статьи 118, которая требует проведения конкурсов, связанных с арендой помещений. Руководствуясь этой статьей, нечистые на руку чиновники проводят свои конкурсы. Как следствие, помещения, которые не один год арендовали одни предприятия, передаются другим — нужным — фирмам. Они же, за считанные месяцы приватизируют их. «Мое мнение таково, что эта статья была пролоббирована кем-то с целью проведения рейдерских атак на объекты недвижимости, особенно в центре Киева», — говорит директор ООО «Фактор» Владимир Долгополов, который на примере возглавляемого им предприятия убедился в «прозрачности» таких арендных конкурсов. Следует позаботиться, чтобы эта статья ни в коем случае не попала в закон о бюджете на следующий год, настаивают предприниматели.
Директор Ассоциации внешней рекламы Украины Роман Паламарчук рассказал о процедуре разработки и утверждения текста примерного договора, который подписывается между рекламным оператором и городской властью. Предложенную чиновниками редакцию такого договора Паламарчук характеризует так: «Фактически операторам предложили договор присоединения без права менять в нем любые нормы». Но больше всего возмущает даже не это. Особое противление было оказано касательно нормы о «контрольном макете» (изображаемый сюжет, который должен размещаться на рекламоносителе). В случае подписания договора с упомянутой нормой, операторы будут вынуждены подавать этот макет за несколько дней до самого появления рекламы на улицах города. Рекламисты расценивают это как стремление ввести цензуру на рынке внешней рекламы. Сначала профильные органы будут смотреть на рекламное содержание, а уже потом будут решать вопрос, давать ли зеленый свет рекламе, утверждает Паламарчук.